Рецензия: «Путешествие Пушкина в Африку» в театре Школа драматического искусства ****
Премьера спектакля «Путешествие Пушкина в Африку» состоялась 13 декабря 2018 года в театре «Школа драматического искусства».
В маленький Тау-зал нас долго ведут по переходам и лестницам. Последний проход - под стеклянной крышей, напоминает выход на посадку самолета. Входим в зал под печальный и протяжный звук хора - он тянется необычно долго. Такой прием называется «цепное дыхание». Музыкально-поэтический спектакль начинается.
Мы видим Пушкина (Дмитрий Репин), умирающего после дуэли, окруженного друзьями. Он еще не готов принять свою смерть, надеется, что все обойдется; и все же поэта ждет большое путешествие. Сразу скажем, что именно «путешествие» - ключевое слово в названии спектакля, а вовсе не «Африка». При жизни великому поэту не довелось побывать в других странах, но по воле фантазии Михаила Уманца, молодого режиссера и актера («Библиотечник», «Шаляпинские вечера»), под конец он попадает в кругосветку, причем преодолевает не только пространство, но и время.
Так, в пути Пушкин знакомится с поэтом нашей эпохи и бесспорным знатоком кошек Иосифом Бродским, которого играет сам Михаил Уманец. Это единственный актер спектакля, не считая исполнителя главной роли, и по совместительству - полный антипод главного героя. Помимо дуэта на сцене есть только клавишник и хор под руководством Светланы Анистратовой, который, впрочем, очень активно участвует в событиях и перевоплощается во все новых и новых персонажей.
Знакомые пушкинские строки в спектакле иногда используются в совершенно неожиданных контекстах, а серьезные темы интерпретируются без ожидаемого драматизма. За безоценочные суждения, коих немало, отвечают ледяной голос гугл-переводчика и «синий экран смерти». В результате действо, казалось бы, выстроенное вокруг трагедии, смотрится легко и динамично, и впечатление оставляет самое светлое.
В современных реалиях Пушкин раскрывается во всей красе - его легкость характера и неунывающий дух органично вплетаются наш стремительный век. Восток, Венеция, Африка, Остров мертвых... - все ему интересно. А завершается этот долгий путь бессмертием - таким, как его видим мы: на постаменте в центре Пушкинской площади, с рукой за пазухой. «Наше все».
Марина Ильина, InterMedia
Фото: Наталия Чебан