Рецензия: документальный фильм «Def Leppard. История группы» ***
Премьера документального фильма «Def Leppard. История группы» (режиссеры - Кристофер Уолкер, Боб Смитон) состоялась на Первом канале в ночь на 15 декабря 2018 года.
В этом показе всё было не совсем так, как казалось. Во-первых, на самом деле это был не фильм «Def Leppard. История группы», а очередная серия телешоу солиста AC/DC Брайана Джонсона «Жизнь в дороге» («Life On The Road»), в рамках которого он беседует с крупными рок-звёздами об их гастролях. Фактически это интервью, дополненное некоторыми документальными фрагментами. Но, в отличие от обычных интервью «журналист - звезда», Брайан Джонсон со своими героями в режиме «звезда - звезда», что даёт интересный эффект. Так, вокалист Def Leppard Джо Эллиотт рассказал ему, что так и остался должен десять долларов бывшему солисту AC/DC Бону Скотту - отдать не удалось из-за смерти последнего. Брайан Джонсон уже со многими так пообщался, но Первый канал пока показал только серию про Роберта Планта. Фронтмен Def Leppard стал вторым представленным на российском телевидении героем Джонсона, и этот выбор немного удивляет. Группа, конечно, известная, но не относящаяся к числу любимых «русских народных» коллективов.
Англичанин Джо Эллиотт последние лет двадцать живёт в Ирландии; он ведёт друга-интервьюера в дублинский паб, угощает собственной маркой пива и выкладывает историю Def Leppard. Джо чрезвычайно словоохотлив, и с памятью у него дела обстоят отлично - Брайану почти не нужно задавать ему свои эмоциональные вопросы. Солист Def Leppard вспоминает, как всё начиналось, рассказывает о ключевых и трагических моментах истории группы - смерть гитариста Стива Кларка от алкоголизма, потеря левой руки барабанщиком Риком Алленом... На этом список драматических историй исчерпывается, и Эллиотт объясняет, как им удалось промоушна ради дать за сутки три концерта на трёх континентах.
Солист Def Leppard вообще много рассуждает об успехе, причём именно что о коммерческом успехе, а не о рок-н-ролльном образе жизни и прочих романтических фантазиях. Команда знала толк в промоушне, в том, как сделать зрителю приятно, и всегда отдавала себе отчёт в том, что публика приходит слушать хиты, а не экспериментальные новинки. Def Leppard в 80-е были одной из любимых групп телеканала MTV - может быть, потому, что и выглядела как архетипичные исполнители коммерческого хард-рока: химические завивки, лосины, эффектные гитары - почти все использованные в фильме видеофрагменты выполнены в до боли знакомой яркой стилистике «картинка, как в клипах MTV 80-х». Современный зритель может не поверить своим глазам: публика тогда действительно сходила с ума, бесновалась на концертах и скупала миллионами диски Def Leppard - группы, которая играла энергичный, но довольно банальный хард-глэм, и на редкость эффективно распорядилась свалившейся славой. Они и сейчас в полном порядке, так что интервью Эллиотта можно считать то ли практикумом для музыкантов, мечтающих о деньгах и славе, то ли беспощадной констатацией того факта, что шоу-бизнес сильно изменился, и путь Def Leppard теперь вряд ли кто-то сумеет повторить.
Алексей Мажаев, InterMedia