Рецензия: «Мастодонт»/Masta Don’t - «Несуществующий рыцарь» ***
2018, «Союз Мьюзик»
Под остроумным незнакомым названием проекта скрывается всем известный Вадим Степанцов. Время от времени он меняет маски и выступает то с «Бедлам-капеллой», то с «Бурлеск-оркестром». Теперь вот появился «Мастодонт»/Masta Don’t, но подозреваю, что для слушателя все эти проекты всё равно сливаются в один вечный «Бахыт-компот». Даже несмотря на концептуальность каждого из коллективов Степанцова.
«Мастодонт» задуман как специальный проект для исполнения лирических песен, баллад и прочих нежностей, неожиданно появившихся в репертуаре Вадима. Девиз и хэштег квартета - #котикиибантики. Глядя на куртуазное название дебютного альбома, можно даже предположить, что Степанцов наконец-то объединил две свои главные ипостаси - великого магистра поэтического Ордена куртуазных маньеристов и хулиганствующего музыканта. «Мастодонт» мог бы примирить эти две сущности, которые ранее - по крайней мере внешне - казались совершенно противоположными друг другу.
На самом деле многоликий Степанцов всегда узнаваем с первого произнесённого им слога, так что трюк с разными названиями не очень-то и работает. Трек-лист альбома «пронзительных лирических баллад» интригует наличием песни под названием «Жопа отдельно, Россия отдельно»: сразу становится ясно, что среди лирики найдётся место фирменному цинизму - и прослушивание это вполне подтверждает.
«Мастодонт» действительно начинает с котиков - первая песня «Кот» вполне, скажем так, мимимишная, и солист по мере сил пытается прятать свои лукавые интонации. В песнях «Весна приходит», «Счастье» и «Солнце и удача» их меньше, от чего композиции теряют немалую часть своего обаяния. А вот в «Маленькой фее» прекрасно сочетаются трогательность и цинизм, так что произведение стало одной из главных удач пластинки. В треке «Несуществующий рыцарь» Степанцов ещё добавляет вальяжности, забыв, правда, снабдить песню интересной мелодией. «Женщины мечтают» - композиция сюжетная, история рассказана довольно предсказуемая, но не без оригинальных поворотов. «Ангел света» - шансонный романс, где «Мастодонту» вновь удалось скрестить нежность и острый язык. Ну а «Ой мороз, мороз!» - это уже типичная степанцовская штучка, в которой русская народная песня объединена с главным хитом группы O-Zone «Dragostea Din Tei». «Небо и солдат» - довольно милая пастораль. Что касается песни «Жопа отдельно, Россия отдельно», то тут Степанцов всё-таки не удержался от политических высказываний и смелых сравнений: композиция начинается с восхищённого рассказа о кубинской танцовщице, у которой «жопа отдельно, дама отдельно», а потом поэт экстраполирует эту ситуацию на родную страну. Ну, оригинально, такое на диске как минимум не пропустишь.
Альбом заканчивается пятью бонус-треками, которые вроде как стараются соответствовать заявленной концепции, но получается всё равно вразнобой. Впрочем, иного мы и не ждали; во многом благодаря этим перепадам между высоким и низким «Несуществующий рыцарь», пожалуй, и воспринимается как удачная работа мэтра.
Алексей Мажаев, InterMedia