Рецензия: «Снежная Королева. Зазеркалье». Научно-технический прогресс против магии *****
Приключенческий полнометражный мультфильм «Снежная Королева. Зазеркалье» выйдет в российский прокат 1 января 2019 года. Режиссёр: Алексей Цицилин, Роберт Ленс. В ролях: Лина Иванова, Владимир Зайцев, Ольга Зубкова и другие.
Получив передышку после непрестанных битв за спасение мира от холода людских сердец, деятельная Герда начала хандрить. Особенно ее напрягает тот факт, что, в отличие от остальных членов своей семьи, она не имеет никаких магических способностей, хотя и вынуждена торговать в лавке волшебных винтажных предметов. Чтобы исправить несправедливость, она даже подумывает обратиться к шарлатанам-экстрасенсам, но насколько опасно в современном мире апеллировать к помощи сверхъестественных сил, она пока не догадывается.
В отличие от одаренной магическими талантами семейки, позитвистстки настроенный король Харальд является убежденным сторонником технического прогресса. В своем маниакальном стремлении объяснить мир исключительно в научных категориях, он приходит к открытому противостоянию со всеми магами своего государства, после чего заключает их в ледяной портал, куда уже давно низвержена Снежная Королева, нанесшая ему кровную обиду. А это значит, что домочадцы Герды оказываются в смертельной опасности, и кому, как не ей, предстоит разработать план по их освобождению.
«Снежная Королева» оказалась одной из самых успешных и долгоиграющих анимационных франшиз нового российского кино. Третий фильм с подзаголовком «Огонь и лед» вообще побил все рекорды отечественных мультипликационных премьер. Причины такой востребованности, прежде всего, надо искать в архетипической близости сказки Андерсена российскому менталитету и умелом использовании нашими кинематографистами заложенных в нее потенций.
Каждая из серий «Снежной Королевы» работает на удовлетворение определенных зрительских запросов. Первая часть была вольной экранизацией классической сказки Андерсена с более светскими реалиями и комедийными персонажами. Второй фильм, «Перезаморозка», был ориентирован на поклонников западного фэнтези с навороченным сюжетом и обилием мифологических существ. Третья часть была рассчитана в первую очередь на социально активных граждан, способных оценить критику соблазнов власти и шоу-бизнеса.
В четвертом фильме, «Снежная Королева. Зазеркалье», поднимаются еще более серьезные проблемы, которые к тому же решаются такими путями, за которые еще лет 60 назад можно было угодить на Колыму. В лице неисправимого технократа Харальда создатели фильма разоблачают диктаторские режимы, которые, прикрываясь громкими лозунгами, напрочь вытравливают из своего народа мистическую составляющую. При этом они не гнушаются жестокостью, приводящей к депортации целых «неугодных» наций.
Особенно отрадно, что сеанс «магии с ее последующим разоблачением» построен в фильме по булгаковским рецептам - только такими путями можно напомнить заигравшимся реформаторам о вечном.
Денис Ступников,InterMedia