Рецензия: Андрей Державин и «Сталкер» - «Новости из первых рук (Revival)» **
2018, «ДЖЕМ»
В 2000 году Андрей Державин пополнил состав легендарной группы «Машина времени» в качестве клавишника. Это вызвало невероятно бурную реакцию в среде поклонников рок-музыки. Как? - вскричали поклонники. Как исполнитель лоходэнс-хитов «Не плачь, Алиса», «Чужая свадьба» и «Катя-Катерина» может прикасаться своими грязными пальцами к святому РОК-Н-РОЛЛУ?! Это казалось совершенно немыслимым - по крайней мере людям, воспитанным на несложной формуле «рок - это хорошо, а попса плохо». Лидер «Машины времени» Андрей Макаревич отвечал паникёрам мудро и спокойно. Попуститесь, говорил он (ну почти). Главное, что Андрей устраивает нас как музыкант. Тут надо сказать, что Державин действительно выглядел куда надёжнее, чем харизматичный, но непредсказуемый Пётр Подгородецкий, и прочие пробовавшиеся в состав клавишники. Конечно, музыкант справился со всеми партиями «Машины времени», примирил со своим присутствием обалдевших борцов против попсы и даже пополнил репертуар мэтров рок-н-ролла парой своих песен. А ироничный Андрей Макаревич даже включал в сет-лист некоторых концертов кавер на «Не плачь, Алиса» - не сразу, лет через десять после поступления Державина, но всё-таки.
В 2017 году Андрей Державин состав «Машины времени» покинул. И, честно говоря, спустя 17 лет это выглядело даже удивительнее, чем неожиданное приглашение в группу на стыке веков. Параллельно с «Машиной» Державин пописывал музыку для кино и занимался собственными проектами, но главной причиной уйти из легендарного коллектива стало желание полноценно восстановить группу «Сталкер», которая в конце 80-х небезуспешно конкурировала с «Ласковым маем». Андрей Державин пытался совмещать «Машину времени» с вялотекущими занятиями «Сталкером», однако детище требовало больше внимания, и совмещать стало невозможно. К тому же среди участников «МВ» возникли политические разногласия; публично каждый из них заявил, что на работе группы споры вокруг принадлежности Крыма не скажутся, однако, судя по всему, это тоже стало одной из причин ухода Державина.
Как бы то ни было, «развод» прошёл цивилизованно и по обоюдному желанию сторон. У «Машины» после смены клавишника пошли неплохие новые песни. У Державина... Ну, он начал с восстановления самых ранних записей группы «Сталкер», относящихся к 1986-88 годам. Они в отреставрированном виде и вошли в альбом «Новости из первых рук», и эта пластинка заставляет ещё раз изумиться решению Андрея Державина уйти из «Машины». Мы думали, что он уходит заниматься своей музыкой, а он принялся копаться в собственных экзерсисах 30-летней давности. Это может быть интересно каким-то хорошо сохранившимся поклонникам «Сталкера», но у широких масс, даже выросших на русской попсе, вызовет скорее недоумение. Понимаете, любовь к ретро-музыке основана на личных ностальгических чувствах: чтобы подпевать какому-то поп-трэшу, нужно, чтобы с ним были связаны воспоминания - о школьной ли дискотеке, о первой ли любви, о поездке ли на картошку... Ностальгия во многом купирует осознание того, что хиты 80-х были довольно примитивными. Но когда предлагается послушать незнакомые песни, выполненные в том же успешном для своего времени жанре, все недостатки произведений выходят на первый план. Именно это и произошло с «Новостями из первых рук»: они предназначены для узкого круга старинных фэнов «Сталкера», причём за 30 лет их круг должен был сузиться ещё сильнее. И остаётся только один вопрос: неужели самому Андрею Державину интересно сейчас заниматься такой музыкой?
Алексей Мажаев, InterMedia