
Российская киноиндустрия подвела итоги 2018 года: рекорды на совести «Т-34», «Движения вверх» и авторского кино
Пресс-конференция, посвященная итогам работы российской киноиндустрии, прошла в пресс-центре ТАСС 21 января 2019 года. В ней приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединский, исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов и генеральный директор компании «Студия ТриТэ Никиты Михалкова» Леонид Верещагин.
Первым слово взял Владимир Мединский.
– В российском прокате сложилась замечательная традиция – ходить в кино всей семьей в течение каникул, делая, таким образом, хороший задел на целый год. Первые три недели января не стали исключением. За это время российские кинотеатры посетили более 21 млн человек, то есть в среднем за день – 1 млн посетителей. Хотелось бы, чтобы так было весь год. Это абсолютный рекорд за всю историю. Доля российского кино традиционно высокая, несмотря на то, что мы ничего не ограничиваем. Более 70% кассы собрали российские фильмы в эти три недели, – рассказал министр.
Также он озвучил цифры основных лидеров проката на праздники. Так, более 2 млрд рублей собрал «Т-34», 1,6 млрд – «Полицейский с Рублевки», более 700 млн рублей – «Елки последние», более 600 млн – «Три богатыря» и «Снежная королева». Министр с уверенностью заявил, что «Т-34» станет вторым фильмом по сборам в российском прокате, обойдя голливудских конкурентов, и встанет рядом с «Движением вверх» в таблице кассовых рекордов.
Владимир Мединский заявил, что уже сейчас известен репертуарный план следующих новогодних праздников.
В рамках национального проекта «Культура» продолжится программа кинофикации регионов. На данный момент совместно с Фондом кино переоборудовано 787 кинозалов, а до 2024 года будет открыто еще 1200. Т.о. будет преодолен развал 1990-х, и в стране не останется ни одного малого города, где не было бы современного цифрового кинотеатра. Однако конкурс на получение субсидий на переоборудование кинозалов теперь будет проходить по уточненным правилам.
3,5 млрд рублей планируется потратить на финансирование Госфильмофонда. В первую очередь речь идет о закупке специального оборудования для оцифровки старых фильмов. Сейчас в соответствующем качестве имеется менее 10% фильмов фонда. По плану к 2024 году будет оцифровываться 7 тыс. фильмов в год.
6 российских фильмов в 2018-м году имели успех и удостоились наград на крупнейших международных кинофестивалях класса «А» – «Человек, который удивил всех», «Айка», «Сулейман гора», «Календарь», «Довлатов» и «Подбросы». Кроме того, сразу три картины, созданные российскими кинематографистами при поддержке Министерства культуры, номинировались на премию «Оскар» от трех стран. От России это был «Собибор», а также «Айка» от Казахстана и «Спитак» от Армении.
– Хочу сказать, что мы с Голливудом не воюем, но с учетом того, что наш кинорынок вообще не защищен никакими входными барьерами, нам в условиях свободного рынка удалось по всем показателям обновить рекорды, – заявил министр.
Кассовые сборы российского кино составили 13,8 млрд рублей. Доля российского кино при этом составила 27,5%. Количество зрителей достигло 57,9 млн человек, а доля российского кино по зрителям – 28,9%.
Следом слово взял Вячеслав Тельнов. Он отметил, что в деятельности Фонда кино за год произошли некоторые изменения.
– Часть полномочий Фонда была передана Министерству культуры, что совершенно верно, поскольку и Фонд, и Министерство уже давно выполняют единую задачу по развитию отечественной кинематографии, – заявил он.
Кроме того, был обновлен и расширен Совет Фонда, а также в данный момент в процессе утверждения находится состав Попечительского Совета, в функции которого будет входить надзор за деятельностью Фонда. Эти изменения, по мнению Вячеслава Тельнова, должны добавить организации прозрачности и открытости.
Конкурс для поддержки кинопроектов в этом году закончится раньше – в апреле.
Исполнительный директор Фонда кино также подчеркнул, что российское кино по итогам 2018-го обновило рекорды, а также напомнил о фильмах, которым была оказана поддержка, но которые не оправдали ожиданий в прокате.
– Мы будем анализировать сложившуюся ситуацию индивидуально по каждому проекту, чтобы не только не допускать в будущем очевидных провалов, но и в целом увеличить эффективность поддержки фильмов – как производства, так и продвижения. Будет работать более тщательная процедура отбора проектов, – Пообещал он. – Цена успеха коммерческих фильмов – важный показатель.
Рассказал он и про программу кинофикации. Так, в 2018-м году были открыты кинотеатры в ранее не охваченных регионах: Магаданской области, Ненецком автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, Сахалинской области, Республике Тыва и городе Севастополь. Осталось всего четыре региона, в которых отсутствуют кинотеатры, поддержанные Фондом кино – Еврейская автономная область, Республика Калмыкия, Камчатский край и Чукотский автономный округ.
Новый конкурс должен расширить перечень возможного оборудования кинотеатров, включив в него обрудование для показа фильмов с субтитрированием и тифлокомментированием. Кроме того, будет проводиться ревизия работы старых кинотеатров.
Вячеслав Тельнов признал, что существуют трудности с показом фильмов в отдаленных населенных пунктах с небольшим населением. Дистрибьюторы зачастую не заинтересованы в том, чтобы идти в эти регионы, поэтому Фонд кино сам занимается доставкой туда отечественных новинок.
Леонид Верещагин, выступая от лица участников рынка, назвал прошедший год потрясающим.
– Если говорить про нашу студию и наш продюсерский коллектив, то мы выпустили три проекта. Это «Движение вверх», которое вышло в конце 2017-го года и победно шествовало на наших экранах чуть ли не до весны. Больше 12 млн человек посмотрели это кино – вдумайтесь в эти цифры! Ведь насильно людей не загонишь, а на рекламу не хватит денег. Мы выпустили в этом году фильм «Тренер» Данилы Козловского – он выходил перед чемпионатом мира по футболу. И мы участвовали в проекте «Т-34», который только что, перед пресс-конференцией, преодолел отметку в 2 млрд рублей.
По его словам, зритель преодолел недоверие к отечественному кино. Как заявил Леонид Верещагин, еще лет 8 назад российское кино вызывало раздражение, а идти на него никто принципиально не хотел. Сейчас же рост российского кинематографа стал четким трендом, поэтому усилия продюсеров должны быть направлены на то, чтобы этот тренд превратить в любовь.
Говоря о причинах роста отечественного кино, он выделил роль федеральных каналов, которые зачастую сами участвуют в производстве, а также предоставляют свои рекламные возможности. Но главную роль он все же отдал государству, которое в России является основным регулятором и игроком на рынке.
– Самое главное – что сделал регулятор в лице Министерства культуры и лично министр. Среди продюсеров создалась атмосфера какого-то общего дела. Это не значит, что есть идиллия. Но стороны и участники рынка доверяют регулятору.
Леонид Верещагин назвал проблемой тот факт, что по линии Фонда кино вот уже восемь лет фильмы поддерживаются на 3 млрд рублей. Однако за это время помимо инфляции на киноиндустрии сказались санкции, падение рубля и тот факт, что российские продюсеры лишились огромного рынка в лице Украины, которая приносила около 10% бокс-офиса.
Кроме того, он заявил, что, по его мнению, вместо прямого протекционизма нужна тонкая настройка, в которой все стороны понимают, что нужно договариваться друг с другом. Возможные ограничения иностранных фильмов он не поддерживает, поскольку они создают финансовую опасность для кинотеатров, без которых кинопроизводителям было бы негде показывать свои картины
Павел Соломатин, InterMedia
Фото: ТАСС