Рецензия: Morgenshtern - «Улыбнись, дурак!» ***

2019, Yoola Music

Уфимский видеоблогер Алишер Моргенштерн фактически за год выпускает уже третий альбом - и все в разных жанрах. Первая пластинка «Hate Me» замышлялась как пародия на актуальных рэперов со всей их бравадой, уже превратившейся в штамп. Алишер, в общем, неплохо их высмеял, вот только иронический смысл работы считали не все. Некоторым показалось, что это просто ещё один безудержно хвастающийся и матерящийся рэпер.

Тогда Моргенштерн сменил тактику и музыкальный стиль. Второй диск «До того как стал известен» в жанровом смысле относится скорее к поп-панку, причём тоже довольно лихому. В рецензии я тогда писал, что Алишер, похоже, может писать хиты в совершенно разных стилистиках - он мгновенно улавливает суть «хайпового» явления и выдаёт нечто похожее, вот только вкуса и чувства меры ему не хватает («немного смущает при этом полная неразборчивость в средствах: дистанция от хорошей качественной песни до тошнотворного эпатажного творения у него минимальна»).

С этой точки зрения к третьему альбому мало что изменилось. А вот музыкальный жанр вновь изменился достаточно радикально. Обложка выполнена в духе «в каждом рисунке солнце», вступительный заглавный трек представляет собой мотивирующий разговор Моргенштерна с маленьким мальчиком - уже здесь становится понятно, что панка и злобного рэпа от пластинки ждать не следует. И действительно: в «Улыбнись, дурак!» Алишер сосредоточился на всяких «солнечных музыках» вроде фанка, да и тексты почти все о любви.

Есть довольно трогательные моменты. В «Я буду твоей пальмой» есть слова «ложись в мою тень - я буду твоей пальмой!», явный самоироничный намёк на причёску самого Моргенштерна, которую часть сравнивали с пальмой. Песня «Первый раз» - практически удавшаяся попытка сочинить форматный поп-шлягер под акустическую гитару: «Влюбиться так, будто это первый раз. Забыть про то, что есть кто-то кроме нас». При этом для тех представителей нового поколения, кто «не понял прикола», Алишер в финале трека произносит объяснение на, так сказать, бытовом языке: «Я походу влюбился, короче. Прикиньте, прям по-настоящему».

И это дополнительное объяснение не случайно. Поп-песня «Первый раз» - забег Моргенштерна на чужую территорию, а в остальных вещах язык любовной поэзии рэп-поколения значительно отличается от привычных эстрадных канонов. Например, Алишер постоянно использует ненормативную лексику, причём явно не для эпатажа, а просто потому, что это для него естественно. И для его слушателей тоже: есть ощущение, что в песнях без мата эта аудитория чувствует какую-то фальшь или недопустимую степень компромисса со старшим поколением или официальным шоу-бизнесом. Когда-нибудь и эти артисты научатся оставаться в рамках разрешённой лексики, и их зрители привыкнут к тому, что сильные чувства можно выражать без использования табуированных слов; но пока мат, похоже, остаётся своеобразным маркером, по которому отличают своих, и допингом, позволяющий быстрее добиваться более ярких результатов. Как, например, в финальной шуточной песне «Зеленоглазые деффки!», записанной с Олегом ЛСП.

Алексей Мажаев, InterMedia

InterMedia предупреждает: диск содержит ненормативную лексику.

Последние новости