Рецензия: «Спасти Ленинград». Обретение «Дороги жизни» ****

Военная драма «Спасти Ленинград» выйдет в российский прокат 27 января 2018 года. Режиссёр: Алексей Козлов. В ролях: Мария Мельникова, Андрей Миронов-Удалов, Гела Месхи, Борис Щербаков и др.

16-17 сентября 1941 года. Кольцо блокады неумолимо смыкается вокруг Ленинграда. Транспорт уже не справляется с нарастающими темпами эвакуации жителей северной столицы. Власти города принимают рискованное решение использовать для переправы людей по Ладожскому озеру ветхую баржу, больше предназначенную для перевоза крупного рогатого скота. Метеоусловия обещают быть благоприятными, однако на судно набивается желающих в 2,5 раза больше нормы.

Среди пассажиров – дочь «врага народа» Настя и ее парень Костя Горелов, которого она подозревает в дезертирстве. Накал страстей на барже царит нешуточный. Но все это оказывается детским лепетом по сравнению с теми проблемами, которые ожидают странников в страшную ночь переправы.

Каждый год в России снимают по одному-два фильма о блокадном Ленинграде. Присущая им жанровая пестрота даже становится причиной активно проявляемого недовольства у ортодоксов и ханжей. Вспомним, какая шумиха поднялась, когда появилась только лишь предварительная информация о черной новогодней комедии Алексея Красовского «Праздник». Из менее одиозных примеров можно вспомнить военный детектив Алексея Касаткина «Три дня до весны» (2017).

«Спасти Ленинград» вызвал ожесточенные споры уже после первых закрытых показов. Режиссера Алексея Козлова обвинили в злоупотреблении романтической линией картины, эмоциональной перенасыщенности подачи, вольной трактовке исторических событий и ориентации на «Титаник» и «Спасти рядового Райана». Хотя Стивену Спилбергу Козлов хотел бы показать лишь эффектно поставленные сцены боев на Невском пятачке.

Что же касается сюжетной канвы фильма, то она имеет под собой реальную подоплеку, связанную с крушением баржи, во время которого погибли 1200 человек. Алексей Козлов не пытается вызвать у зрителя слезу, поэтому особый акцент на количестве жертв в фильме не сделан. Гораздо важнее создателям «Спасти Ленинграда» было показать пока еще благополучный город, находящийся на пороге одной из самых грандиозных катастроф минувшего века. Напичканные антиквариатом просторные квартиры ученых вскоре будут занесены снегом, витальные балагуры окажутся в жуткой мясорубке, а бывалые следователи НКВД увидят такое, что собьет с них всякую спесь.

Современные российские фильмы о войне нередко грешат тиражированием голливудских стандартов, связанных с прославлением всесильного героя-одиночки. К счастью, «Спасти Ленинград» напрочь лишен этого штампа. Фильм становится настоящим гимном взаимовыручке, благодаря которой реалистично очерченные недостатки каждого персонажа в итоге совершенно нивелируются. Недаром в кульминационный момент одной из батальных сцен наша армия обретает почти библейскую мощь, проходя, яко посуху, по неверным водам Ладоги. Получился внушительный символ обретения знаменитой «Дороги жизни». Спилбергу это можно не показывать, но наш зритель непременно оценит.

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости