Рецензия: «Монгол Шуудан» - «Паровоз анархия реинкарнация» ****
2019, «Монгол Шуудан»
В конце 1989 года молодая группа «Монгол Шуудан», входящая в Московскую рок-лабораторию, выпустила свой первый альбом «Паровоз анархия». Нельзя сказать, что этот диск стал событием года, ведь «монголы» не относились к категории рок-мэтров и не были объектом пристального наблюдения тысяч поклонников, однако «Паровоз» прозвучал резко и свежо - даже на фоне мэтров. К тому же группа «Монгол Шуудан» играла в своём жанре, который практически не имел аналогов. В своём жанре... Вряд ли тогда кто-то мог представить, что спустя тридцать лет жанр ничуть не изменится, и Валерий Скородед останется не только единственным бессменным участником «МШ», но и автором, сочиняющем на единственную тему. Разумеется, его «анархический рок» или «анархо-рок» родился из смеси рок-н-ролла, энергичного панка и фолка, но вот тексты песен... Сколько Скородед ни пытался расширить тематику, к нему в конце концов обязательно возвращался на тачанке батька Махно с нагайкой - и из-под пера лидера «Монгол Шуудана» выходила новая порция приключений времён Гражданской войны. Благо тема оказалась неисчерпаема, по крайней мере для Валерия.
По иронии судьбы, главным хитом «МШ» на все времена оказалась «Москва» на стихи Сергея Есенина, где не было никаких тачанок, хотя соответствующая атмосфера двадцатых годов - да, была. После этого Скородед снова призывал Есенина в соавторы, но успеха «Москвы» повторить не удалось. Ещё одна проблема заключалась в том, что неутомимую тягу Валерия к анархической тематике разделяло всё меньше зрителей. Несколько хитов вроде «Гранаты», «Песни чёрного анархиста» и «Продразвёрстки» остались в истории, но новые песни на ту же тему воспринимались уже с подозрением: мол, ну сколько можно. Что ж, самое время вспомнить старенькое и отметить юбилей первого альбома, который стал открытием для многих, выпуском его новой версии.
Слово «реинкарнация» не случайно дополнило название пластинки «Паровоз анархия». Новая версия - не переиздание, а скорее переосмысление диска 30-летней давности. Если вы хотели уютно устроиться на ностальгическом стуле и переслушать знакомые песни - не выйдет: анархист Скородед буквально выбивает у вас этот стул. Старые песни переписаны заново и размещены на альбоме в другом порядке. Кроме того, появилось несколько произведений, не входивших в ту кассету. Это, конечно, спорное решение составителя, но оно в принципе неплохо соответствует характеру всей этой диковатой музыки. Свой драйв группа «Монгол Шуудан» вполне сохранила, звук гитар только улучшился, а содержание устареть не могло, так как Скородед на протяжении тридцати лет поёт об одном и том же. И всё же - некоторые тексты, которые тогда воспринимались сугубо юмористическими, к 2019 году обрели новый и порой зловещий смысл. Причудливы изгибы нашей исторической спирали: 30 лет назад анархо-рок помогал «смеясь, расставаться со своим прошлым», а сегодня местами вызывает ассоциации с цитатами из уголовных дел об экстремизме.
Алексей Мажаев, InterMedia