Рецензия: Лиса - «Абракадабра» ***
2018, Believe
Я так понимаю, что любая поющая Елизавета сталкивается с соблазном взять псевдоним Лиса. И не у всех получается этому соблазну противостоять. Минчанка Лиза Костенко далеко не первая, у кого не получилось. Некоторые из её предшественниц-Лис даже альбомы выпускали, но долгой и счастливой карьеры всё-таки не сделали. Поэтому имя как бы свободно, одноимённые конкурентки давно самоликвидировались (в творческом смысле). Тем не менее на месте новой Лисы стоило бы задуматься - принесёт ли ей удачу этот кажущийся таким естественным и таким многозначительным псевдоним.
Тем более что альбом «Абракадабра» не даёт уверенного ответа на этот вопрос. Видны некоторые задатки и способности, но характер музыки, которой занимается Лиса (а это инди), ничего не гарантирует в смысле карьеры. Интересный голос у Елизаветы определённо есть, но если употребить его на квазифолковые камлания и пение в странной манере, то в лучшем случае станешь иконой инди-попа. Судя по репертуару, это не вполне входит в планы Лисы, ибо странности исполнения совмещаются с вполне доходчивыми текстами и потенциально яркими мелодиями. В «Абракадабре», правда, влияние инди ощущается несколько сильнее, чем стремление быть понятнее народу, а это, естественно, сужает размер аудитории. Точнее, даже не сужает, а подвергает резким колебаниям. Например, первые треки «Начало конца (интро)» и «По пятам» как бы приглашают собраться у колонок любителей всякой Диаманды Галас, «Наади», психоделической хтони и прочих радостей независимой музыки (да ещё и с этническим уклоном). Но стоит только им собраться, Лиса переносит их в атмосферу подростковой вечеринки «Магазина сладостей», а потом и вовсе заводит попсово-мелодичные «Сладко», «Абракадабру» и «Волка». Про оба жанра мы тут ничего плохого говорить не будем, но ведь зритель требует определённости: он должен заранее знать, что ему делать - погружаться и медитировать или расслабляться и танцевать. Положа руку на сердце, это даже не зритель, а два разных зрителя. Попытку Лисы их объединить мы не можем не счесть достойной уважения - но успехом она по большому счёту не увенчалась. В текстах - обычные девичьи, немного колючие переживания про мальчиков, а музыка местами такая потусторонняя, будто песни рассказывают о жизни мертвецов на болотах. В итоге одним понравится простая песня «Волк», а другим непростая песня «Голос» - и вместе им, скорее всего, не сойтись. Как-то не получается представить себе слушателя, которому всё здесь пришлось бы по душе. К концу прослушивания останутся только любители инди-психоделики, так как на финал Лиса припасла именно такие произведения.
Алексей Мажаев, InterMedia