
Дмитрий Бертман и Кирилл Крок поддержали инициативу Минкультуры по изменению системы госзакупок для театров
Деятели культуры поддержали инициативу Министерства культуры РФ по изменению системы госзакупок для театров. Художественный руководитель «Геликон оперы» Дмитрий Бертман, в частности, поддержал изменение увеличения финансирования по 5 пункту 44 федерального закона с 400 до 700 тысяч и возможность закупок сценического оборудования прямыми договорами, по аналогии с декорациями, сообщили агентству InterMedia в пресс-службе Минкультуры.
- Не менее важно заключение прямых договоров на телетрансляции спектаклей и концертов с правообладателями, - подчеркнул он. - Также назрела необходимость перевода с аукционов на конкурсы годовых контрактов на обслуживание инженерных систем, пожарной безопасности, клининга и прочих инженерно-технических позиций, поскольку каждое учреждение культуры имеет свою специфику. На аукционах идет снижение до 80% и приходят фирмы, не имеющие возможности, оборудования и сотрудников, которые могут в полной мере и качественно оказывать услуги, а расторгать договоры и проводить новые аукционы - очень затратно по времени.
О новой инициативе Минкультуры высказался и директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок.
- Творчество не поддается нормированию, программированию, его невозможно выстроить на раз-два-три, - заявил он. - 44 закон вводит излишнее администрирование всех процессов: нужно вести план-график, заблаговременно внося туда изменения, потом ждать еще 10 дней подтверждения, что эти изменения приняты. Потом нужно сделать закупку у единственного поставщика… Ранее я на примере Театра Вахтангова я приводил статистику: экономия по закупкам 2018 года составила у нас около 2 миллионов рублей по всем конкурсным торгам. А зарплата трех человек, которые работают в отделе госзакупок, составляет вместе с налогами 3,5 миллиона. Поэтому мы и просим, чтобы в закон были оперативно включены поправки, подготовленные Минкультуры. Там много рациональных инициатив.
Директор Театра Наций Мария Ревякина также поддержала проект поправок и привела другой пример.
- Если актер заболел и нам нужно срочно ввести в спектакль другого артиста, мы должны сначала вывесить на сайте театра контракт, - рассказала она. - Он провисит, условно говоря, неделю, и только после этого мы сможем заключить новый контракт. Есть и другие нюансы: есть, например, лимит закупок у единого поставщика, который необходимо расширить.
Ректор Российского института театрального искусства (ГИТИСа) Григорий Заславский отметил спокойную и одновременно последовательную позицию Минкультуры в данном вопросе, и подчеркнул, что «все театральное сообщество ждет внесения этих поправок в закон». Ректор рассказал о недавно завершившемся ремонте Учебного театра ГИТИСа.
- Мы заказывали в том числе кресла, - вспомнил Заславский. - На конкурс мог выйти любой, кто заявил бы, что готов предложить театральные кресла дешевле. А для нас главное – не то, чтобы они были дешевы, а чтобы долго прослужили!
Советник Председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации Юрий Гаврилов отметил, что «44-й федеральный закон создавался в свое время как универсальный».
- Это некий элемент общей системы, которую пытались применять ко всем учреждениям, оказывающим услуги. Но культура не является сферой оказания услуг. Поскольку специфика театров на начальном этапе создания этого закона не была учтена, внесение в него изменений - задача, которую необходимо решать прямо сейчас, - сказал он.
- На мой взгляд, в том, что касается государственных закупок, важно чтобы доминировала не цена, а качество, - добавил директор школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. - Потому что не всегда удается снизить цену до минимума и получить качественный продукт. Второе – необходимо заложить возможность варьирования стоимости постановки в процессе работы. В настоящее время мы имеем возможность увеличивать ее не больше, чем на 10 процентов - этого недостаточно. Третье замечание касается сроков размещения договоров и внесения изменений в договора. Законом предусмотрен стандартный срок – три рабочих дня. Этого недостаточно.
- Театр – такая сфера, где очень сложно планировать, – поддержала его директор МХТ имени Чехова Мария Андрейкина. - Здесь многое зависит от творческих людей и зачастую в процессе постановки меняется оформление, вводятся новые персонажи. Внесение изменений в закон продиктовано тем, что некоторые положения закона о государственных закупках порождают излишнюю зарегламентированность. В итоге мы тратим бумагу и рабочее время, оплачивая то и другое. Это не сочетается с театральной спецификой. Проект поправок, подготовленных федеральным ведомством, предлагает, например, снять ограничения об осуществлении закупок у зарубежных поставщиков. Мы надеемся, что все эти инициативы будут услышаны и приняты в ближайшее время.