Рецензия на фильм «Середина 90-х» *****
Режиссер: Джона Хилл. В ролях: Санни Сулджик, Кэтрин Уотерстон, Лукас Хеджес, На-кел Смит, Олэн Пренатт. В широкий прокат фильм выходит в России 14 марта 2019 года.
Лос-Анджелес, середина 1990-х годов. Время, когда аудиокассеты еще не вытеснили диски, а скейтбординг считается уличным, а не профессиональным спортом. 13-летний Стиви живет с матерью и агрессивным старшим братом Йеном. Отношения в семье складываются плохо, Йен постоянно избивает младшего брата, но Стиви все еще видит в нем свой идеал.
Так продолжается до тех пор, пока мальчик не натыкается на скейтбордистов из гетто. Они все старше, чем Стиви, а их дух товарищества, смелость, хвастовство и умение кататься на скейтах завораживают. Стиви крадет из дома деньги, чтобы купить свою первую доску, и постепенно вливается в коллектив. С прогулками, трюками, тусовками с алкоголем и даже наркотиками Стиви перестает быть невинным ребенком - и детство незаметно заканчивается.
«Середина 90-х» – режиссерский дебют известного голливудского актера Джоны Хилла. На главную роль он взял новичка – Санни Сулджика, известного по «Убийству священного оленя»; ему тринадцать лет, как и главному герою. В остальном каст выглядит достаточно необычно, поскольку друзей главного героя играют не актеры, а профессиональные спортсмены-скейтбордисты. Возможно, именно благодаря этому на выходе получилась слаженная и очень бойкая история взросления, показанная от лица главного героя с точки зрения проблем, важных в данный момент именно для него, и лишенная надменности, характерной для большинства «взрослых» картин на подобные темы. Ход истории и взросление Стиви происходят так же бодро и весело, как Рэй (самый опытный парень из группы) выполняет свои трюки.
Понятно, что «Середина 90-х» – это глубоко личная история (неизвестно лишь, насколько она биографична для самого Джоны Хилла). Но, как часто случается в таких глубоких личных историях, она также – отражение своего рода эпохи, середины 1990-х годов. Это срез поколения американских детей и подростков. При этом довольно забавно постоянно находить в фильме сходства с тем, что происходило на улицах и в головах в той же самой середине 1990-х годов, но в России.
Значительная часть действия происходит в гетто, которое удивительным образом перекликается с тем, как выглядело в те же годы постсоветское пространство. Взгляд постоянно натыкается на различные мелкие атрибуты окружающего мира, которые в Америке давно были в ходу, а в Россию с падением «железного занавеса» только стали просачиваться. Совпадения случайны, непреднамеренны, но лишний раз наталкивают на мысли о том, что, в конце концов, не такие уж мы и разные, как любят провозглашать из телевизоров по обе стороны океана.
В сюжете порой фигурируют подростки, курящие, пьющие алкоголь, употребляющие наркотики и проявляющие ранний интерес к сексу. То, что в любом другом фильме можно было бы принять за чернуху, Джона Хилл сопровождает изрядной долей калифорнийского солнца. «Середина 90-х» – фильм поэтичный, но его поэзия – как поэзия в фильмах Звягинцева, только с противоположным знаком. Вся картина получилась удивительно яркой, светлой и позитивной, а режиссер явно смотрит в будущее с надеждой - он верит, что каждый подросток однажды переживет свое стремление выглядеть, как взрослые, и станет взрослым по-настоящему, чтобы потом оглянуться назад и вспомнить свое детство с улыбкой.
Павел Соломатин, InterMedia