«КиноРепортер» напомнил о сильных женщинах в кино
Журнал «КиноРепортер» в преддверии 8 марта представил обзор на «пять великих фильмов с запоминающимися героинями». В список от главного редактора издания Марии Лемешевой вошли ленты «Милдред Пирс», «Москва слезам не верит», «Эрин Брокович», «Малышка на миллион» и «Гравитация».
Милдред Пирс
Действие происходит во время Великой депрессии, в начале 30-х годов XX века. Главная героиня – домохозяйка по имени Милдред Пирс – уходит от неверного и безработного мужа и остается с двумя дочерьми. Младшая дочь вскоре умирает. Чтобы прокормить себя и старшую дочь, Милдред переступает через предрассудки и идет работать официанткой. Она делает большие успехи в ресторанном бизнесе и в короткий срок становится хозяйкой нескольких заведений, однако безоглядная любовь к честолюбивой и высокомерной дочери приводит ее к трагическому финалу.
«Милдред Пирс» Майкла Кертиса (самая значительная работа которого – знаменитая «Касабланка») – классический нуар, который начинается с убийства, а продолжается чередой флэшбеков, объясняющих, что к нему привело. Однако от большинства нуаров этот отличается тем, что обязательное для жанра роковое влечение здесь не мужчины к женщине, а матери к ребенку. Во имя дочери, которая выступает в традиционной роли femme fatale, Милдред жертвует собой, и это делает ее персонажем скорее дамского романа. «Милдред Пирс» – действительно дамский роман, а заодно детектив, драма про тяжелую женскую долю, классическая для голливудского кино история успеха, социальный трагифарс. Нет ничего удивительного в том, что фильм стал классикой американского кино, принес знаменитой Джоан Кроуфорд первый и последний для нее «Оскар» за лучшую женскую роль, а уже в нашем веке был переснят в формате пятисерийного телефильма с Кейт Уинслет в главной роли.
Москва слезам не верит
«Москва слезам не верит» – история трех провинциалок, приехавших в Москву в конце 50-х и проживающих очень разные жизни. Кроткая Тоня быстро находит свое тихое семейное счастье, самоуверенная Людмила относится к жизни, как к лотерее, и мечтает удачно выйти замуж, а целеустремленная Катерина в одиночку растит дочь и проходит путь по карьерной лестнице от слесаря-наладчика до директора химкомбината. Однажды в электричке Катерина встречает простого рабочего Гошу (он же Гога, он же Жора, он же Юрий) и, несмотря на разницу в их статусе, понимает, что именно его она так долго ждала.
Женское счастье – был бы милый pядом, а каждой сильной женщине просто нужен мужчина сильнее нее. Такая нехитрая мораль фильма Владимира Меньшова в свое время возмутила как критиков и зрителей, так и коллег-кинематографистов, которые предпочитали отзываться о картине не иначе как о «дешевой мелодраме». Действительно, можно поспорить с тем, как разрешается здесь противоречие между любовью и эмансипацией, однако пропаганда патриархальных ценностей совсем не главное в этом фильме. А главное – панорама советской жизни 50-х и 70-х со всеми приметами времени, чутко уловленный дух сразу нескольких эпох, психологически точные, достоверные персонажи, особенная, пронзительная интонация. Благодаря всему этому фильм стал безусловной классикой отечественного кино, покорил сердца не только советских, но и заокеанских зрителей. В 1981 году «Москва слезам не верит» получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, а президент США Рональд Рейган, как говорят, посмотрел фильм восемь раз в попытке постичь загадочную русскую душу.
Эрин Брокович
Из Советского Союза 70-х перенесемся в Америку 90-х. Эрин Брокович – бывшая королева красоты, а теперь дважды разведенная мать троих детей без образования, работы и средств к существования. По случайности она устраивается работать в адвокатскую контору и начинает копать под корпорацию, которая отравляет грунтовые воды и тем самым вызывает онкологические заболевания у жителей калифорнийского городка.
Эрин Брокович – реальная правозащитница и экологическая активистка, она даже играет здесь крошечную роль официантки по имени, как ни смешно, Джулия Р. Однако Содерберг – слишком интеллектуальный режиссер, чтобы снимать одномерный байопик на социально важную тему. Он стилизует героиню Джулии Робертс то под Софи Лорен, то под Анну Маньяни, то под Барбру Стрейзанд, вводя ее таким образом в кинематографический пантеон, вынося за пределы будничной истории и помещая в куда более широкий контекст. Бойкая, разбитная, до неприличия живая Брокович из обычной женщины превращается у Содерберга в женщину как таковую, в символ женской силы, красоты и независимости. Сильная, красивая и независимая Брокович при этом может быть не только объектом влюбленности, но и образцом для подражания. Так что нет ничего странного в том, что именно за эту роль Джулия Робертс получила свой единственный «Оскар».
Малышка на миллион
Официантка по имени Мэгги записывается в секцию бокса, которой руководит старый и опытный тренер Фрэнк Данн. Поначалу Фрэнк не хочет возиться с какой-то девчонкой, но, увидев недюжинное трудолюбие и потенциал Мэгги, берется ее тренировать. Талантливый новичок быстро производит фурор в мире бокса и вскоре выходит на бой за чемпионский титул, однако трагическая случайность избавит зрителей от хеппи-энда.
Четвертый пункт в моем списке, пожалуй, не самый очевидный. Было бы странно, если бы патриарх американского кино, герой вестернов и боевиков Клинт Иствуд искренне снимал в русле феминистской повестки. Он здесь этого и не делает. «Малышка на миллион» – история женщины-бойца, но не история о женской борьбе за равные права, это было бы слишком мелко для Иствуда. «Малышка» – в лучшем смысле старомодный фильм о жизни и смерти, за которым при желании можно увидеть очертания хоть классического кинематографа 30–50-х, хоть античной трагедии. Значение этого фильма как раз в том, что пол главного героя совсем не важен, это драма не женская, но человеческая, без каких-либо оговорок, кавычек и сносок. Именно это оценила Американская киноакадемия или другое, однако на «оскаровской» церемонии 2005 года «Малышка» стала главным триумфатором, Иствуд получил вторую для себя режиссерскую награду, а сыгравшая Мегги Хиллари Суонк – премию за лучшую женскую роль.
Гравитация
Главная героиня «Гравитации» Альфонсо Куарона – астронавт-исследователь Райан Стоун (даже имя, заметим, мужское), которая оказывается единственной выжившей после катастрофы в открытом космосе. Теперь ей предстоит не только отыскать способ вернуться на Землю, но и найти смысл для борьбы за свою жизнь.
«Гравитация», конечно, не феминистское кино. Как и в «Малышке на миллион», пол главного героя здесь не имеет принципиального значения. Этот фильм совсем не агитация за равные права, он чистой воды аттракцион, визуальная поэзия высочайшей пробы. В заслуженности «Оскара», который получил за режиссуру «Гравитации» Куарон (открыв этим, кстати, все еще продолжающуюся череду побед мексиканских режиссеров в режиссерской номинации), сомневаться не приходится. Однако при желании метания героини Сандры Баллок в безвоздушном пространстве можно счесть метафорой существования женщины в мужском мире, тех дополнительных трудностей, с которыми все еще сталкиваются те, кого по инерции продолжают снисходительно именовать «представительницами слабого пола». В любом случае финальная сцена фильма, единственный земной эпизод, в котором живая и невредимая Райан Стоун выбирается из тонущего космического корабля и плывет к берегу, говорит о женской силе духа намного больше, чем любой феминистский манифест. Так победим.