Алексей Серебряков: «Единственный, с кем я могу соревноваться, — это я сам»
О СВОЕМ НОВОМ ФИЛЬМЕ
— Я очень люблю картину «Ван Гоги», для меня она одна из самых ценных в моей биографии. Это картина про веру в себя, про возможность найти в себе человека и опору, чтобы жить дальше.
Сама работа оказалась сложной, потому что она требовала серьезной концентрации, было много разговоров, переживаний, сомнений, поисков. Нужно было как бы вернуться в детство, потому что мой персонаж отчасти несет все свои детские комплексы и сводит с ними счеты. Здесь необходима особая искренность, которой мы добивались. И это было тяжело.
О СВОЕМ ГЕРОЕ
— Мой герой Марк в самом начале картины собирается уйти из жизни, поэтому мне он совершенно не близок. Для меня такой вариант невозможен. Но к финалу картины Марк становится роднее, потому что все же сумел выбраться из того чудовищного тоннеля, в котором находился. И вырвался он с помощью жертвенности и милосердия. В этом отношении он мне близок, потому что, без сомнения, мне близка эта тема. У меня пять подобранных собак, двое приемных детей, так что — да, эта тема моя.
ОБ ОТНОШЕНИИ К ПСИХОЛОГИИ
— Моя жена — мой психолог. Я всю жизнь спасаюсь с помощью Маши.
О НЕНАВИСТИ МЕЖДУ БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ
— Как вы знаете, достаточно включить телевизор и посмотреть некоторые программы (не буду их называть, чтобы не делать им рекламы, они и так всем известны), чтобы понять, как близкие люди могут друг друга ненавидеть. Сам лично я с такой ситуацией не сталкивался, но в жизни много всякого было, случалось, что кто-то из моих друзей разводился, и это проходило достаточно остро. Но я даю советы только в том случае, если у меня их просят. А сам вмешиваться, залезать в чужую жизнь и пытаться разобраться в ней я бы не стал никогда.
О СВОЕЙ ПРЯМОЛИНЕЙНОСТИ
— Не знаю… Нельзя сказать, что я так открыто все высказываю и не боюсь этого. Конечно, я боюсь. Но, видимо, однажды приходит ощущение, что что-то важное должно быть произнесено. Значит, оно произносится, и не только мной. Я знаю много прекрасных людей, которые говорят то, что думают.
ОБ ОТНОШЕНИИ К ПРОФЕССИИ
— Отношение меняется чрезвычайно, во-первых — приходит усталость, во-вторых — теряется, нивелируется ценность того, что ты делаешь. Надо отдавать себе отчет, что кино — это такая скоропортящаяся вещь, два уик-энда — и все забыли. А работать надо много, иногда достаточно тяжело. А потом пшик, и картина прошла, или провалилась в прокате, даже если она, может быть, и хорошая. Бывает наоборот: ты много работал и вкладывал все силы, а картина не получилась, оказалась плохой. И тебе стыдно за то, что ты в ней участвовал. Поэтому, по большому счету, теперь я к профессии отношусь с меньшим пылом и вдохновением, чем 20 лет назад.
О ДРУЖБЕ
— Друзей много быть не может, это вещь очень интимная. Много может быть приятелей. Главный критерий в дружбе — ответственность. Все нити, которыми мы связаны по жизни, — это все система ответственности. Надо понимать, что если ты взял предмет в руки, ты ответственен за этот предмет. Ты поздоровался с кем-то — ты ответственен за этот шаг. Кого-то приманил, приручил, значит, ты за него в ответе. Ты кого-то полюбил, значит, ты ответственен за эту любовь. Ты кого-то произвел на свет — ты отвечаешь за это существо. Все твои поступки — система ответственности. В том числе и работа, и даже хобби и территория, на которой ты живешь, предполагают ответственность. Не каждый человек соглашается тащить на себе такой груз, очень много у нас безответственных людей. А я люблю ответственность, мне нравится это состояние. И друзья мои все такие же.
О ТОМ, КАК НАЙТИ СИЛЫ ЖИТЬ
— Это очень сложный вопрос. Во всяком случае, в минуты депрессии, которые со мной тоже случаются, как с любым другим человеком, я пытаюсь думать о том, что я должен делать, хвататься за ту ответственность, которая сейчас на мне лежит. И с помощью этого выползать из депрессивного состояния.
ОБ ОБИДАХ
— Обидеть меня ничто не может, потому что обида — удел горничных. А я не горничная. Меня может разозлить, расстроить, меня может огорчать что-то, без сомнения. У Владимира Высоцкого есть песня «Я не люблю». Так вот, я не люблю всего того, что он не любит. Меня сильно ранит несправедливость, чужая боль, страдания. И слезы могут вызвать именно чужое страдание и неудобство. Я плаксивый человек, признаюсь.
ОБ УСПЕХЕ
— Успех такая штука, которую не потрогаешь. Просто в какой-то момент начинаешь понимать, что становишься публичным человеком, тебя чаще узнают на улице. Успех ли это? Не знаю. Успех, он ведь кратковременный, прошел фильм две недели, и все забыли. Так что я спокойно к этому отношусь. Вот я стоял на каннской лестнице во время представления фильма «Левиафан». Все наши уже пошли дальше, а я чуть задержался на самой вершине, посмотрел вниз и понял, что не испытываю ничего — ни эйфории, ни восторга. Возможно, это потому, что я не люблю соревновательности, не приемлю всех этих призов. Тут я нетщеславен и антиспортивен. Единственный, с кем я могу соревноваться, — это я сам.
О ГРЯДУЩЕМ 55-ЛЕТИИ
— Я ощущаю себя на 55 без сомнения. А главное, в чем выражается ощущение возраста, — понимание того, что тебе очень многого уже не хочется. Не то что ты многого не можешь, а просто уже и не хочешь. Самое желаемое для меня на сегодняшний день — чтобы мои дети реализовали себя в жизни и дали мне возможность хотя бы чуть-чуть гордиться ими. Это было бы самым замечательным подарком.
О ЛЮБВИ К РАБОТЕ СВОИМИ РУКАМИ
— Да, у меня есть мастерская, я очень люблю делать что-то своими руками: пилить, строгать, шкурить, сверлить — это мое хобби. Но это не поделки, а обустройство собственного дома. Я с большим удовольствием занимаюсь ремонтом и практически все могу сделать сам, не обращаясь к помощи специалистов. Это мой отдых после работы в кино.
(Лика Брагина, «Теленеделя», 13.03.2019)