«Мелодия» выпустила фортепианные концерты Сергея Доренского
Фирма «Мелодия» выпустила запись фортепианных концертов ХХ века в исполнении Сергея Доренского. По мнению заслуженной артистки России Екатерины Мечетиной, этот диск представляет огромный интерес для меломана с нескольких точек зрения.
- Во-первых, сама личность Сергея Леонидовича Доренского – не только пианиста-виртуоза, наследника самых значительных традиций русской фортепианной школы, но и великого педагога, создавшего мощную ветвь русского пианизма, носящую имя «класс Доренского», обладает необыкновенным магнетизмом и обаянием. Во-вторых, меломану довольно нечасто доводится услышать концерт Барбера в исполнении русского пианиста – это сочинение не входит в традиционный репертуар, однако представляет значительный интерес, и я слышу в нем явное влияние великого Прокофьева, - говорит она.
На диске представлен концерт выдающегося американского композитора Сэмюэля Барбера, который Сергей Доренский включил в свой фортепианный репертуар еще в 1966 году. Он первым в нашей стране исполнил это сочинение, с успехом прозвучавшее в США и Европе.
- Концерт Сэмюэля Барбера в представленном на диске собрании сочинений – подлинное открытие для современного российского слушателя, - говорит доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Всеволод Задерацкий. - Если Рапсодии Гершвина и Рахманинова постоянно встречаются на филармонических афишах, то концерт Барбера никогда. Вместе с тем, это произведение – подлинная вершина американской музыки первой половины минувшего века и одна из вершин концертного жанра в мировом собрании шедевров.
В трактовке Доренского концерт прозвучал «неожиданно русским по аромату… в блестящем виртуозном стиле». Скрытые «русские» корни, влияние романтического пианизма Рахманинова и Горовица на сочинение американского автора, отраженные в интерпретации Доренского, придают ей особый интерес.
- Переиздание записей моего дорогого учителя Сергея Леонидовича Доренского – огромный подарок для всех любителей музыки, - говорит народный артист России Николай Луганский. - Сама идея диска очень любопытна – музыка американского композитора Барбера, американского композитора с русскими корнями Гершвина; и музыка великого русского композитора Рахманинова, отмеченная несомненным влиянием культуры Нового света, – все это, записанное советским пианистом! Интереснейшее сочетание – удивительный отголосок всегда парадоксальных российско-американских отношений!
В 1982 году Сергей Доренский записал на одну пластинку «Рапсодию на тему Паганини» Сергея Рахманинова и «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина. В исполнении этого музыканта оба произведения обретают неожиданное сходство. Не секрет, что полнозвучные «волны-кульминации» в рапсодии Гершвина обнаруживают явное влияние старшего русского коллеги. С другой стороны, Рахманинов как чуткий художник не мог игнорировать «бурный кипящий котел» американской музыки, в которой джаз господствовал безраздельно. Сознательно или нет, Рахманинов принимает саму суть джазового стиля – сочетание строгой схемы и почти неограниченной свободы высказывания – за основу своего сочинения.
- Я очень рад, что «Мелодия» выпускает эту пластинку, так как искусство Сергея Леонидовича Доренского, к сожалению, подзабыто в современной звукозаписывающей индустрии, - говорит народный артист России Денис Мацуев. - Он закончил выступать на большой сцене достаточно давно, потому что в какой-то момент сделал выбор в пользу преподавания. В итоге вторую половину своей жизни он посвятил своим ученикам. И сейчас школа Доренского звучит по всему миру. До сих пор любую новую программу я сначала играю профессору, потому что его по-отечески мудрые советы – всегда в точку, взгляд со стороны – всегда объективный и беспристрастный, а одобрение придаёт уверенности. Без его благословения я на большую сцену новую программу не выношу. Это закон и для меня, и для других учеников, таких, как, скажем, Николай Луганский… Я прекрасно знаю записи Сергея Леонидовича Доренского «Рапсодии на тему Паганини» Сергея Рахманинова и «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Я по ним практически учился. Но концерт Сэмюэля Барбера для меня самого – абсолютное открытие. Я, безусловно, знал, о нём, но после прослушивания записи Сергея Леонидовича, просто влюбился в эту потрясающую музыку, к сожалению, не так часто играемую. Барбер – удивительный американский композитор, самородок с особенным мелодизмом, ритмическим колоритом, и мелодическим рядом. Доренский по-хорошему заражает своей интерпретацией этого концерта.
Цифровое издание доступно в iTunes, Apple Music и на других площадках.