Рецензия: L'One - «Пангея» ***
2019, Black Star
Итак, мы имеем четвёртый альбом Левана Горозия, выпущенный под псевдонимом L'One. Как заявлял сам рэпер, диск должен стать завершающим для этого творческого проекта. Разумеется, слова Левана стали поводом для многочисленных заголовков о завершении творческой карьеры L'One. Пресса, отличающаяся несколько ироничным отношением к рэперам, ещё много раз с преувеличенным энтузиазмом напоминала о «последнем альбоме», уходе со сцены и финале карьеры. Между тем, сам Леван отнюдь не имел в виду уход на покой - он говорил о продюсировании, об обновлённой музыке и в конечном счёте о новых проектах, хотя и не обнародовал их названия.
С точки зрения повышения внимания к «Пангее» музыкант всё делает правильно. Слова о том, что альбом последний и самый важный, что это «письмо всему миру», записанное на всех континентах, звучат довольно убедительно для слушателей, которые тоже поневоле проникаются торжественностью момента. Это как история с «прощальными» турами. Многие ведь действительно поспешили купить билеты, например, на Scorpions, чтобы лицезреть их в последний раз; кто же знал, что они потом ещё шесть раз приедут. От частоты использования приём, правда, уже немножко истрепался, но всё равно действует, потому что зритель думает: а вдруг? А вдруг именно эти не обманут и на самом деле закончат?
Отношение к номерному альбому тоже меняется, если знаешь, что он прощальный. Как минимум кажется, что в нём должно быть больше смысла, и поэтому он заслуживает более внимательного прослушивания. В случае с «Пангеей» это Левану, на мой взгляд, скорее помешало. Лучше ведь записать сильный номерной альбом, чем прощальный проходной. Всё время кажется, что вот это неплохо, но для финальной точки как-то мелко. Взять хотя бы идею записи альбома на всех континентах, ради которой L'One затянул с релизом, поскольку ждал возможности попасть в Антарктиду. Идея, бесспорно, очень красивая, но имеет отношение скорее к рекордам из Книги Гиннесса, чем к музыке. Если посещение разных континентов ярко отражается в песнях, это прекрасно, а если нет - то почему бы не записать всё это на домашней студии? Я не говорю о том, что всё записано как-то плохо или не так; нет, проблема в том, что затраченные усилия подразумевают более резонансный выхлоп. Альбом «Пангея» всем хорош, а уж для фанатов Левана и подавно, но ощущения прощального катарсиса не вызывает. А его от пластинки ждут, иначе стоило ли затеваться с завершением проекта, посланием миру и звукозаписывающими путешествиями?
На «Пангее» Леван Горозия, проведший школьные годы в Якутске, пару раз затрагивает тему Грузии. От песни «Сакартвело» ждёшь каких-то распевов, но вместо этого артист предлагает грузинский тост в стиле рэп - что звучит довольно непривычно. Распевы тоже есть, но для них в композицию «На краю света» приглашена группа «Мгзавреби». L'One лирично и с юмором вспоминает детство и юность, употребляет в текстах много географических названий, а также слегка наивно пропагандирует любовь и единство в композиции «Весь мир для нас». В «Удаче» обнаруживаются испанские мотивы, а песня «Феникс» как-то очень деликатно намекает на стиль Агутина - возможно, потому, что Леонид принял участие в её записи. В целом же альбому, задуманному как «письмо всему миру», не хватило размаха и глобальности: чтобы мир услышал, надо не колесить по континентам, а говорить оригинальнее и громче.
Алексей Мажаев, InterMedia