Рецензия на фильм «Амбивалентность»: Хороший, плохой, злой *****
Психологическая драма «Амбивалентность» выйдет в российский прокат 28 марта 2019 года. Режиссёр: Антон Бильжо. В ролях: Данил Стеклов, Егор Морозов, Ольга Цирсен, Галина Стаханова и др.
Стас – прилежный студент психиатрического факультета, эрудит, чемпион по стрельбе из лука и настоящий зануда. Его друг и сокурсник Петр – шалопай, барабанщик экспериментальной металлической группы и бунтарь, постоянно проверяющий на прочность этот несовершенный мир. Крайности обычно сходятся и неплохо дополняют друг друга. Однако Петра угораздило завести роман с мамой Стаса Екатериной – экскурсоводом в посещаемом столичном музее.
На слабовольного отца-бизнесмена, падкого на элитные спиртные напитки, у Стаса надежды никакой. Поэтому распутывать гордиев узел парень берется сам, устраивая за матерью настоящую шпионскую слежку по всей Москве, чем доставляет влюбленным массу неудобств. Они уже и сами не рады внезапно нахлынувшим чувствам, но разрушительный маховик остановить получится вряд ли.
Уже по названию фильма Антона Бильжо ясно, что нам вновь будут ставить диагнозы. Если «Нелюбовь» Андрея Звягинцева выносила приговор индифферентным родителям, а «Кислота» Александра Горчилина сосредотачивалась на переживаниях недолюблённых детей, то в «Амбивалентности» и те и другие оказываются связанными одной роковой цепью. Здесь нет охотников, а жертв хоть отбавляй.
Герои фильма исчерпывающе объясняют, что амбивалентность – это когда испытываешь к человеку одновременно и любовь, и ненависть. Таким ёмким понятием в фильме разом описываются отношения Петра и Екатерины, Петра и Стаса, Стаса и его мамы. Корень же зла кроется в изъянах воспитания, которое у нас обычно осуществляется по инерции, для галочки, не для того, чтобы не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы», а потому что «так надо».
Как следует из фильма, амбивалентность – это проблема не отдельно взятой семьи, а общества в целом. В ленте множество апелляций к культуре, науке и религии, но без должного приложения сил любая из этих сфер неизбежно оказывается выхолощенной. Святой Себастьян на полотне мастера Возрождения воспринимается Петром как представитель нетрадиционной ориентации. Преподаватели психиатрии, как семечки, щелкают сложные диагнозы, но больные оказываются едва ли не умнее их самих. Причина же в том, что психиатры слишком увлечены разного рода аномалиями, тогда как норма никого не интересует.
В итоге полностью психически здоровым нельзя признать ни одного героя «Амбивалентности». Каждый из них, как минимум, страдает вопиющим инфантилизмом. Сей бич современной цивилизации не миновал даже брутального с виду Петра, который глушит стаканами водку в придорожных кафе, валяется на ночных трассах и вечно попадает в разные переделки. Но ссадины он обычно получает при анекдотических обстоятельствах, утешение находит в катании на карусели для детсадовцев, а в ресторанах официанты норовят перевести его на детское меню. Даже «кооперативная попса», под которую норовит оторваться Петр, на деле оказывается не зловещим приветом из 90-х, а тончайшей стилизацией – песней «Зеленоглазая» группы «Бахыт-компот».
При всей насыщенности научными терминами и аллюзиями на различные артефакты, фильм отнюдь не перегружен информацией, а изящно выстроен по законам классической драматургии. Всем «чеховским ружьям» здесь суждено выстрелить точно в свой срок, и это значит, что катарсис зрителю обеспечен.
Денис Ступников, InterMedia