Вопросы монетизации культуры обсудили на IPQuorum

Дискуссия на тему «Монетизация культуры vs этика» состоялась в рамках Международного форума интеллектуальной собственности IPQuorum 12 апреля 2019 года. В событии приняли участие председатель Комитета по культуре Государственной Думы РФ Елена Ямпольская (на фото), глава казначейства банка «Новый век» Александр Анисов, советник по цифровизации и развитию НИУ ВШЭ Евгений Лохматов, к.э.н., доцент ИГСУ РАНХиГС, старший научный сотрудник Института психологии РАН Виктория Устенко, генеральный директор и управляющий партнер «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко, создатель проекта Remote Moscow Федор Елютин, руководитель отдела по работе с органами государственной власти Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин, главный редактор проекта «Я в театре» Алексей Киселев и генеральный директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный. Модератором дискуссии выступила советник по культуре губернатора Нижегородской области Оксана Михеева.

Первым слово взял Кирилл Родин. Он рассказал о результатах опроса, проведенного ВЦИОМ и касающегося защиты авторских прав и ценовой политики в сегменте кинематографа. По данным опроса, среднестатистический интернет-пользователь в России не готов платить больше 490 рублей в месяц за онлайн-подписку на лицензионные копии сериалов и фильмов.

Спикер также рассказал, как качество контента влияет на то, предпочитает пользователь легальное или пиратское видео.

– Гарантия качества продукта заведомо влияет на потребительское поведение. Сегодня среди россиян абсолютная доля пользователей – больше 50% – встала на сторону автора. Также в российском сегменте интернета есть запрос на хорошее качество и доступную стоимость контента, – рассказал он.

Дмитрий Гринченко заявил, что монетизация в интернете – лишь сотая часть от всей возможной монетизации. С его точки зрения, главный вопрос заключается в том, кто должен заниматься финансовым вопросом, а кто – искусством, поскольку «объединять это очень вредно».

– Творцы должны создавать произведения, а монетизацией должны заниматься другие люди. Все чаще замечаю, что этим занимаются одни и те же люди. В результате они и денег меньше зарабатывают, и произведения искусства становятся послабее, – заявил спикер.

Евгений Лохматов заявил, что нельзя забывать об обязанности государства финансировать культуру.

– Естественно, всем нужны деньги, чтобы жить и творить. Очевидно, что если мы во главу угла поставим зарабатывание денег, то искусства не будет, – заявил он.

Культуру не должно волновать зарабатывание денег как главная цель. Она должна помогать стране развиваться и именно таким – опосредованным – образом способствовать приращению материальных благ, полагает председатель Комитета Государственной Думы РФ по культуре Елена Ямпольская.

– Культура – она про качество человека, а не про бухгалтерию. Я категорически против того, чтобы для культуры устанавливались нормативы заработков – посещаемости, продаваемости, окупаемости... Обязательного среднего «окультуривания» в нашей стране нет, и слава Богу. Пойдет ли человек в музей или в театр – это его добрая воля. И она зависит от множества факторов, помимо эффективной работы собственно музея или театра. Зависит от достатка семьи, уровня социальной депрессии в конкретном регионе, уровня воспитания, образования и, в конце концов, от того, что он ежедневно слышит по телевизору – насколько престижно у нас быть культурным, – заявила она.

Елена Ямпольская добавила, что главный капитал культуры – это не деньги, а одаренные люди. По ее мнению, нужно прежде всего считать таланты, чтобы получить результат.

Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский спросил у г-жи Ямпольской, какова роль арт-критиков в современном арт-рынке, и действительно ли они являются основными стейкхолдерами конфликта между культурой и её монетизацией, как утверждает писатель Виктор Пелевин в своем романе «IPhuck10».

Все, что пишет Пелевин, рождается в его гениальной голове и меняет реальность до неузнаваемости. Думаю, зарубежный опыт арт-рынка по целому ряду причин у нас в обозримом будущем не приживется. И я бы не стала переживать по этому поводу. У нас сложились свои замечательные национальные традиции взаимодействия человека с культурой, – ответила спикер.

Федор Елютин начал свое выступление, заявив, что «здорово не думать о деньгах, когда они есть», и что ему не кажется стыдным называть спектакль продуктом и заниматься монетизацией. Но при этом, безусловно, важно, чтобы «было, что продать зрителю».

Эдгард Запашный

Эдгард Запашный заявил, что российскому цирку сложно догонять международный рынок, потому что культура в России финансируется «по остаточному принципу».

В нашей стране на культуру направляют только те средства, которые остались в бюджете. Вот и получается в итоге, что индустрия цирка не работает. Нужно учитывать, что в цирке сделать имя и прорваться очень тяжело. Наша культура нуждается в общемировом пиаре, и это большая недоработка целой страны. Без помощи государства культуре невозможно выжить, – отметил спикер.

Алексей Киселев высказал в своей речи поддержку Кириллу Серебреникову. Он заявил, что механизм государственного финансирования в театрах устроен так, что отчетность по умолчанию содержит нарушения, а любой директор театрального проекта, соответственно, может быть привлечен к уголовной ответственности.

Виктория Устенко сказала, что монетизация культуры – опасный феномен с точки зрения эстетической ценности произведений искусства, а «вторжение рыночных сил в сферу культуры может негативно сказаться на этическом и эстетическом контенте этих произведений». Так, большинство сделок на современном арт-рынке продиктовано не художественными качествами, а инвестиционными соображениями.

Александр Анисов подытожил, что в монетизации нет ничего плохо, ведь это всего лишь получение дохода от вложений. По его словам, государство после вложения в культуру также получает прибыль, но не в виде денег, а в виде экономического развития страны.

– Вложение государства в культуру – это вложение в качество человеческого капитала. Качественный человеческий капитал способен двигать страну. Монетизация культуры в макроэкономическом плане – это рост ВВП и национального богатства, – заключил спикер.

В результате дискуссии эксперты пришли к мнению о необходимости соблюдения баланса между понятием культурной ценности творческого произведения и его экономической эффективности.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости