Рецензия на фильм «Коридор бессмертия»: Железная дорога жизни
Военная драма «Коридор бессмертия» выйдет в российский прокат 8 мая 2019 года. Режиссер: Федор Попов. В ролях: Артем Алексеев, Анастасия Цибизова, Игорь Ясулович, Александр Яценко и другие.
Оценка: 7 из 10
Январь 1943 года. Советским войскам удалось прорвать кольцо блокады в районе Шлиссельбурга. Власти Ленинграда в экстренном порядке принимают решение начать на освобожденном участке строительство железной дороги, чтобы хоть как-то решить проблему доставки продовольствия в обескровленный город. Рельсы и шпалы кладутся прямо по льду Невы, а машинистов для новой ветки собирают по всей стране.
Вчерашние школьницы Маша Яблочкина и Соня Вишневская устраиваются на железную дорогу кондукторами ради получения добротного пайка. Все тяготы строительства «Коридора Бессмертия» они переживают стоически, порою подавая пример даже бывалым фронтовикам. Но есть ситуации, когда даже их стальной выдержке приходит конец.
Данные о «дороге Победы» просочились в прессу сравнительно недавно. Во время войны она, по понятным причинам, была секретным объектом, который не наносился ни на одну карту; но и в мирную эпоху о ней по инерции продолжали молчать. Несмотря на то, что работать в таком месте было не менее опасно, чем быть на передовой, рабочих ветки долгое время не приравнивали к ветеранам войны. Между тем, «дорога Победы» была возведена всего за 17 дней, имела протяженность 33 километра и пропускала через себя 35 составов в сутки.
Из фильма мы узнаем и немало других уникальных фактов. Бесперебойное прохождение грузов по секретной ветке обеспечивали «живые светофоры», а сама она обстреливалась из минометов практически круглосуточно. Несмотря на то, что основные события «Коридора бессмертия» разворачиваются на колесах, ощущения постоянно подстерегающей героев опасности у зрителей отнюдь не возникает. Возможно, это происходит потому, что акцент в фильме сделан на человеческих отношениях.
Тщательно подобранные актеры играют естественно и непринужденно. Их манера держаться в кадре напоминает о «Весне на Заречной улице», «Высоте», «Я шагаю по Москве» и других шедеврах 50-х, подкупающих особенной подлинностью, которая практически исчезла в более позднем кинематографе, уступив место «режиссерским изыскам» и «продюсерскому замыслу». Недаром консультант фильма Даниил Гранин сказал о главных героинях: «Девочки настоящие, я знал таких».
А вот скрупулезность, с которой создатели фильма подошли к реконструкции исторических событий, не всегда идет картине на пользу. «Коридор бессмертия» длится больше двух часов и кажется излишне затянутым. Тщательно раскрывая мотивацию своих героев, создатели фильма не стали интегрировать в него ни одной завершенной любовной линии. Зато появление таких персонажей, как репрессированный предатель и мироеды из НКВД, кажется не очень оправданным. Однако не исключено, что когда появится полная четырехсерийная телеверсия фильма, всё встанет на свои места.
Денис Ступников, InterMedia