Рецензия: ST - «Поэт»

2019, М2

Оценка: 8 из 10

Рэпер ST (Александр Степанов) назвал новый альбом амбициозным словом «Поэт» (иногда даже пишется прописными буквами - «ПОЭТ»). Таким образом он поднял планку на серьёзную высоту: узнавшему заголовок слушателю сразу хочется сказать «давай, посмотрим, что ты за поэт». В принципе, ST не новичок и давно известно, что он рэпер даровитый. Однако в жанре всё меняется очень быстро, откуда ни возьмись десятками возникают фрешмены; многие тут же пропадают обратно, но движуха не прекращается - зрители только успевают вертеть головами. В этих условиях «взрослые» рэперы (классики, мэтры - называйте как хотите) тоже не могут почивать на лаврах, а вынуждены подтвержать свой уровень каждой новой работой. Если удаётся подтвердить уровень, заодно можно напомнить новичкам, где их место и кто настоящий царь горы.

Александру Степанову удалось посрамить скептиков, сомневавшихся в том, что он «Поэт». Он не только хорошо складывает рифмы, но ещё и интересно мыслит, причём не только в поэзии, но и в музыке. В «Поэте» ST не гонится за модой, не выпендривается, в отличие от юных рэперов, и звучит довольно «олдскульно», но работа будет любопытна даже людям, не относящим себя к фанатам рэп-музыки. ST есть что сказать, и он знает, как это сказать, чтобы публика приникла к колонкам и наушникам. И не отлипала до конца пластинки.

Первая песня альбома - «Каренина». Многострадальную Анну всё время норовят переселить в наше время, но в отличие от героини короткометражки по сценарию Александра Цыпкина, ST делает это куда более деликатно: «Не надо под поезд, Каренина Анна, налейте вина и наполните ванну. Каренина Анна, под поезд не надо, всё смоет вода и сок винограда». Анне Льва Толстого рецепты ST вряд ли помогли бы, но ведь и времена сильно изменились. «Счастье любит тишину» - отменная лирическая вещь, где рэпер умудряется быть нежным, но без сопливой сентиментальности: «Голосом в трубку раздались главные слова: «Это из Склифа - она жива». «В этом лишь моя вина, что я далеко и ты засыпаешь одна», - начинается трек «Моя вина», в котором ST как раз включает эту сентиментальность, не боится выглядеть уязвимым, и у него это тоже получается очень органично.

«Восьмой ряд» - мелодичная философская зарисовка с борта самолёта, а «Вселенная» с участием детского хора наоборот претендует на масштабное высказывание; мне показалось, что в описании бытовых подробностей или в шуточных вещах вроде «Луи-Луи» поэт Степанов пока точнее, чем в глобальных обобщениях. Когда же он поёт и читает про личное, тут вообще невозможно оторваться. Если «Зима» - просто щемящая песня про расставание, то «Родители» - душераздирающе откровенный текст про взаимоотношения с родителями. Припев прост, но он не отвечает ни на какие вопросы, а ставит свои: «Бьются сердца, бьются на счастье блюдца, растёт сын без отца, на улице дети дерутся. И я не пойму до конца, стоит ли писать о том, может ли плохой сын стать хорошим отцом, хорошим отцом».

Аудитория вместе с ST мрачнеет под «Каждый о своём» и чуть ли не пускается в пляс под «Кайн и Джейн». В финальном треке «Один на один» Александр предстаёт в роли архетипичного хвастливого рэпера («мой отец — слово, ну а рифма — мать»). На этом альбоме он побыл циником, лириком, трагиком, так отчего же не примерить ещё одну маску.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости