Рецензия: документальный фильм «Битва за украинскую музыку: между зрадой и перемогой»

2019, YouTube/журнал «Слух»

Оценка: 8 из 10.

До 2014 года шоу-бизнес у России и Украины был практически общим: украинские группы колесили по бескрайним просторам, а российские звёзды снимали в Киеве клипы, пользуясь недорогим, но качественным продакшном. А о том, сколько новых украинских артистов с интересными музыкальными идеями пришли тогда на российский рынок, можно написать увесистое исследование, но это как-нибудь в другой раз.

Что изменилось? Если смотреть на ситуацию из России, может показаться, что украинцы перестали к нам ездить и варятся там в собственном соку. Правда, в противоречие с этим поверхностным взглядом вступает простое перечисление имён: Светлана Лобода, Ани Лорак, Kazka... Первые две - украинские певицы, ставшие за последние годы российскими звёздами первой величины, а Kazka - проект, никогда не выступавший в России, но покоривший её первой же песней (причём украиноязычной). Таким образом, никакого железного занавеса между соседними странами нет, культурные контакты продолжаются, иногда даже стихийно и вопреки желанию политиков. Для тех, кто хочет разобраться, как обстоят дела в современном украинском шоу-бизнесе на самом деле, очень полезным будет этот фильм.

О прошлом и настоящем украинской музыки в ленте рассуждают Иван Дорн (на фото), Алексей «Потап» Потапенко, Ирина Горовая, Юрий Никитин (продюсер «Казки»), Ната Жижченко (Onuka) и другие музыканты, саунд-продюсеры, медиа-менеджеры. Вопреки немного провокационному названию («битва», «зрада», «перемога»), лента выдержана в очень трезвом и спокойном тоне, который резко контрастирует с истеричным настроем участников политических ток-шоу, живописующих украинские ужасы на российских телеканалах. Участники «Битвы за украинскую музыку» ни с кем не бьются, а компетентно рассказывают о положении вещей, причём большинство изъясняется на русском языке.

Этот взгляд изнутри чрезвычайно интересен. На Украине искренне любили российскую попсу и не задумывались о каком-то самостийном шоу-бизнесе, но с начала XXI века там начал формироваться (в том числе и под влиянием «оранжевой революции») запрос на национальную музыку и собственных героев. После 2014 года на радио были введены языковые квоты; участники рынка относятся к ним неоднозначно и считают эти меры во многом искусственными. Украинский концертный бизнес, по мнению спикеров, бурно развивается, но ему мешает экономическая ситуация: выбор, на какой концерт пойти, у зрителя всё время увеличивается, а денег больше не становится.

Что касается гастролей в России (и гастролей российских артистов по Украине), деятели шоу-бизнеса в фильме отметили отсутствие законодательного регулирования. Въезд в Украину запрещён российским музыкантам, выступавшим в Крыму. Всё остальное не запрещено. Те, кто продолжает работать в России, иногда сталкиваются с моральным осуждением активистов, поэтому участники рынка хотели бы получить более чёткие правила: если выступать нельзя, значит, нельзя. Но если запрета нет, тогда избавьте артистов от обструкций и угроз срывать концерты со стороны националистов.

Участники фильма также рассуждают о состоянии украинского музыкального телевидения и музыкальной журналистики, сойдясь на том, что эти отрасли пока что находятся в стадии формирования. Не хватает честных музыкальных премий и хороших концертных залов, а также не помешали бы налоговые льготы и наведение порядка в сфере ОКУП. Занятно, что практически все спикеры единодушны в высокой оценке качества украинской музыки. По их мнению, сам продукт отличный (пожалуй, кроме местного рэпа), есть только некоторые сложности с его продвижением и продажей. Эта мысль может показаться немного наивной - но, когда мысленно возвращаешься к списку суперзвёзд украинского происхождения (Лобода, Лорак, «Потап и Настя», Ёлка, Монатик, Барских...), начинаешь верить, что там и с продвижением всё в порядке.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости