«Мстители» и российский Вин Дизель, или немного о том, почему прошедший уикенд не побил исторический рекорд в кинопрокате
Блокбастер «Мстители: Финал» в минувший уикенд обошел по сборам отечественную военную драму «Т-34», собрав 2,379 млрд рублей в прокате. Таким образом, фильм стал лидером по сборам в 2019 году. Поскольку большая часть премьер до конца декабря уже известна, можно с большой долей уверенности предположить, что «Мстители» так и останутся номером один. Среди предстоящих премьер, несомненно, будут и успешные, но столь феноменальных по сборам и культурной значимости (шутка ли – это итог франшизы, которая тянулась 11 лет и состояла более чем из двух десятков фильмов!?) в ближайшее время мы не встретим совершенно точно.
Выход фильма в очередной раз омрачился скандалом с переносом дат. Вместо того, чтобы стартовать в четверг, как и положено, чтобы основная аудитория смогла сходить в кинотеатр в пятницу и выходные, «Мстители» получили прокатное удостоверение только на понедельник. При этом многие кинотеатры пошли на вполне законную хитрость, устроив сеансы сразу после полуночи, т.е. в ночь с воскресенья. Технически фильм вышел 29 апреля, но преданные поклонники киновселенной благодаря этому смогли посмотреть долгожданный финал все-таки до начала рабочих будней.
История с переносом дат иностранных релизов началась в 2015 году, когда Министерство культуры РФ вежливо попросило российский офис Disney перенести одну из предыдущих частей «Мстителей» – «Эру Альтрона» – в связи с выходом отечественного фильма «А зори здесь тихие...». Это решение не было скандальным и даже наоборот, казалось весьма рациональным. Так, Антон Малышев, бывший в то время исполнительным директором Фонда кино, в своем интервью журналу «Сеанс» в 2016 году объяснил его вполне здраво. Отечественный фильм по итогам проката тогда собрал более 250 млн рублей, но выйди он одновременно с «Мстителями» – не добрался бы и до 100 млн.
С тех пор изменились и ситуация, и «Мстители». Министерство культуры РФ в феврале 2016 года поменяло правила выдачи прокатных удостоверений – документа, без которого показ фильмов в России невозможен (Постановление Правительства РФ от 27.02.2016 № 143). В частности, теперь в прокатном удостоверении закреплена дата начала проката. С ней ведомство получило возможность влиять на выход фильмов, что повлекло за собой множество неприятных для отрасли скандалов с обвинениями ряда продюсеров в том, что они лоббируют личные интересы, игнорируя интересы отрасли.
Первый скандал разразился в 2017 году, когда в прокат выходили «Время первых» и «Форсаж 8» – тогда ситуацию удалось разрулить культурно, а стороны смогли договориться. Совсем неприятная история случилась в марте 2019 года, когда из-за переноса «Королевского корги» многие кинотеатры и вовсе отказались прокатывать русско-чешский мультфильм «Гурвинек. Волшебная игра».
Для наглядности приведем несколько примеров с самыми крупными скандалами:
Фильм, ставший причиной скандала | Фильм, который перенесли или собирались перенести | |
Время первых | Форсаж 8 | |
Сборы в первый уикенд, руб. | 145 594 657 | 703 573 389 |
Итоговые сборы, руб. | 545 081 365 | 1 431 557 219 |
Движение вверх | Приключения Паддингтона 2 | |
Сборы в первый уикенд, руб. | 110 137 116 | 76 718 201 |
Итоговые сборы, руб. | 2 943 462 440 | 356 061 708 |
Движение вверх | Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти | |
Сборы в первый уикенд, руб. | 110 137 116 | 223 945 400 |
Итоговые сборы, руб. | 2 943 462 440 | 473 914 546 |
Садко | Распрекрасный принц | |
Сборы в первый уикенд, руб. | 29 700 448 | 15 087 909 |
Итоговые сборы, руб. | 67 271 499 | 38 432 582 |
Гурвинек ⚹ | Королевский корги ⚹ | |
Сборы в первый уикенд, руб. | 15 789 144 | 72 505 985 |
Итоговые сборы, руб. | 29 994 909 | 187 289 967 |
Миллиард ⚹ | Мстители: Финал ⚹ | |
Сборы в первый уикенд, руб. | 168 366 219 | 830 837 587 |
Итоговые сборы, руб. | 401 398 001 | 2 378 514 130 |
⚹ – фильмы, отмеченные звездочкой, еще идут в прокате, их итоговые сборы будут отличаться от тех, что приведены в таблице
Уже на основе такой небольшой выборки сразу бросается в глаза довольно банальный вывод. Существуют отечественные фильмы, собравшие хорошую кассу, и их сборам явно помогли переносы дат релизов конкурентов (к примеру, феноменальные результаты «Движения вверх»). Однако есть и те, кому манипуляции с конкурентами вообще никак не помогли (к примеру, «Гурвинеку» и «Садко»). Но даже среди тех картин, которые не смогли обойти конкурентов, есть те, что получили по итогам проката весьма приличную кассу.
В этом смысле особенно интересна ситуация с последними «Мстителями» и отечественным «Миллиардом». Судя по промо-кампании, от российского фильма ожидали не самых плохих сборов. Но уже с первых отзывов стало понятно, что миллиард «Миллиард» не соберет никак. Картину одинаково ругали все: региональная пресса и федеральная, специализированные издания по кино и развлекательные порталы, критики из Москвы и из провинции с самым разным опытом и взглядами: «Фильм.ру», «Канобу», «Амурская правда», «Киноафиша», «Кинокадр», телеграм-канал «НеВротик» и многие другие. Сейчас, согласно данным портала-агрегатора рецензий «Критиканство», «Миллиард» занимает второе место среди худших релизов 2019 года, разделяя эту строчку с американской комедией «Холмс и Ватсон». Ни один из фильмов, претендовавших на крупные сборы, такого шквала негативных отзывов в свой адрес не получал.
В первый уикенд фильм собрал 168 млн рублей – не феноменально, но на уровне «Времени первых». Ко второму уикенду он сократил кассу на 53% – и это тоже нормальная динамика для любого фильма качеством выше среднего. К третьему уикенду – когда в прокат уже вышел блокбастер «Мстители» – количество сборов сократилось всего на 26%. То есть в тот момент, когда в кинотеатрах появился главный блокбастер года (если не десятилетия!), сарафанное радио по «Миллиарду», критикуемому со всех сторон, стало активным до такой степени, что его касса просела совсем незначительно.
Конечно, для полноты картины, описывающей события уикенда со 2 по 5 мая, важно отметить, что перенос даты выхода «Мстителей» на понедельник действительно помог «Миллиарду». Огромное количество зрителей сходило на фильм в ночь с воскресенья (за весь понедельник фильм собрал 433 млн рублей, а посетило его 1,5 млн человек). В результате к выходным многие вновь решили вернуться в кинотеатры. Кто-то пошел на картину Disney повторно, кто-то – решил посмотреть что-то новое. Благодаря этому хорошие результаты в конце уикенда показали и «Миллиард», и историческая драма «Игры разумов», и отечественный мультфильм «Большое путешествие». Однако назвать этот итог результатом действий Министерства культуры было бы не совсем честно. Все было организовано так, чтобы создать максимальные неудобства заинтересованным зрителям, ведь им пришлось смотреть трехчасовое кино в ночь на первый рабочий день новой недели, когда выспаться и пойти на работу свежим было бы куда полезнее. Позитивный результат появился, скорее, вопреки действиям регулятора.
При этом уместно предположить, что основная причина такой хорошей динамики «Миллиарда» – это именно удачно включившееся сарафанное радио. Заработало оно не сразу, потому что основная аудитория фильма достаточно возрастная и инертная. Она была такой с самого начала – как показал опрос, проведенный Фондом кино, в премьерный уикенд средний возраст зрителей составил 34 года. Это совсем не то, что принято называть «ядром» киноаудитории (зрители 18–24 лет, посещающие кинотеатры 1–2 раза в месяц и чаще). Такая публика ходит в кино нечасто, но делает это очень избирательно – именно она помогла в свое время сделать кассу «Экипажу» и «Времени первых».
Основная причина походов в кино на «Миллиард» (и это, кстати, также подтверждает опрос Фонда кино) – устойчивая зрительская любовь к Владимиру Машкову со времен сериалов «Идиот» и «Ликвидация». Машков в России – это не столько актер, сколько бренд, и особенно сильно он влияет на аудиторию старшего возраста. Качество самого фильма для такой аудитории играет второстепенную роль. Пожалуй, столь же сильным можно назвать только бренд Вина Дизеля – порой самые критикуемые и неудачные фильмы с его участием оказываются в российском прокате успешнее, чем у него на родине (например, так было с боевиками «Последний охотник на ведьм» и «Три Икса: Мировое господство»).
Выходит, что с самого начала «Миллиард» создавался из расчета на непритязательных зрителей, редко посещающих кинотеатры, у которых единственной причиной просмотра фильма будет желание увидеть Владимира Машкова. Судя по однозначно негативным отзывам критиков, к созданию картины подошли не так серьезно, как, например, к «Движению вверх», а значит, никто не ждал от «Миллиарда» миллиардных сборов. Вполне предсказуемым для него будет результат на уровне «Времени первых» – то есть хорошие для среднего российского фильма полмиллиарда рублей (к слову, «Времени первых» конкуренция с «Форсажем» эту сумму никак не помешала собрать).
Единственным вопросом остается то, зачем стоило переносить «Мстителей». Никакой конкуренции голливудскому блокбастеру «Миллиард» сделать не мог. Единственное, чего добилось Министерство культуры – испортило ему красивую стартовую цифру. «Мстители: Финал» могли бы на долгие годы стать лучшими по сборам в первый уикенд в отечественном кинопрокате, но из-за переноса на понедельник этого не случилось – непосредственно первый уикенд (период с четверга по воскресенье 2–5 мая) принес фильму только 834,2 млн рублей. Выйди фильм в четверг, как и полагалось, он бы и тут побил рекорд «Т-34» (1,4 млрд рублей в первый уикенд, при том, что это были новогодние праздники). Складывается впечатление, что избежание этого и было основной задачей.
Павел Соломатин, InterMedia