Рецензия: Александр Зарецкий - «Круглый бильярдный стол»
2019, Pancher
Оценка: 6 из 10.
Когда лидеры рок-групп вдруг выпускают сольные альбомы под собственным именем, а не под названием коллектива, чаще всего это означает какую-то более личную концепцию работы. Так подчёркивается, что песни поёт не группа, а вот этот человек, который их сам и сочинил. Песни также иногда не вписываются в стилистику коллектива, а под своим именем фронтмен может расширять жанровые границы сколько угодно.
У Зарецкого получилось не совсем так. Это не сборник песенок, которые почему-то не подошли «Старому приятелю», а, как формулирует аннотация, «автобиографичный дебютный сольный альбом». К тому же философской, о чём свидетельствует как название пластинки, так и беглый взгляд на трек-лист. Здесь встречаются произведения «Рождение (Весна)», «Напутствие (Малыш)», «Познание (Противоположности)», «Осознанность (Клоун)», «Отчаяние (Вера)», «Надежда (Осень)», «Прощание (Не провожай)» и т.д. В символичное название «Круглый бильярдный стол» вложена идея о том, что вся жизнь – это колесо сансары, круговорот событий без начала и конца, говорится в описании релиза. При написании альбома музыкант «ставил для себя задачу обозначить с помощью музыки психологические этапы жизни человека от рождения до старости, с их радостями, переживаниями, любовью, мудростью, но неизбежным страхом неизвестности в конце пути».
Это всё прекрасно и, наверно, будет очень интересно поклонникам Александра Зарецкого. Поклонники мелодичных песен «Старого приятеля» тоже включат альбом не без любопытства и в надежде, что свои философские размышления о круглом бильярде и колесе сансары он по привычке совместит с красивыми мотивами, и любители музыки получат несколько новых проникновенных песен. Но что-то пошло не так. Гармоничного совмещения мелодизма и философии не то чтобы совсем не получилось, но они лишь фрагментарно взаимодействуют так, как это хотелось бы слушателю. Вообще же музыкант слишком увлёкся текстовой и смысловой частью проекта. Для него так важно было в этих двенадцати песнях не отойти от заданной концепции, что музыка, похоже, сочинялась по остаточному принципу. При втором прослушивании я взял листочек и потом, перечитав пометки, обнаружил, что пять раз написал фразу «не хватает мелодии». Это говорит о том, что размышления Александра явно были бы встречены более доброжелательно, если бы их удалось заключить в шлягерную форму. Слушателю гораздо проще воспринимать текст, если он положен на запоминающуюся мелодию. Таковые в альбоме встречаются нечасто и разрозненно, в основном же работа получилась самоуглублённой, сосредоточенной на себе и не слишком дружественной потребителю.
Если вы хотите спросить, как я могу применять к искусству термин «потребители», то альбом вам может и понравиться. Возможно, вам не будет скучно копаться во внутреннем мире музыканта, сопоставлять события жизненного цикла со знаками зодиака и думать о чистом искусстве. «Потребителям» же будет скучновато, а их, увы, большинство.
Алексей Мажаев, InterMedia