Рецензия на фильм «Керосин». Маленький человек с керосинкой
Оценка: 10/10
Режиссер: Юсуп Разыков. В ролях: Елена Сусанина, Валерий Маслов, Инна Степанова. Премьера фильма состоялась на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи 10 июня 2019 года в рамках программы основного конкурса.
Главная героиня фильма – 83-летняя женщина, проживающая в почти вымершем поселке, где остальные дома сгорели при сильном пожаре. Единственный магазин закрывается, и с ним у бабушки пропадает и электричество. Дочь навещает редко, а единственным собеседником остается курочка, да и ту проезжие дальнобойщики зарубают для себя. Будучи совершенно простым, деревенским человеком, главная героиня пытается выживать, как может, превозмогая различные жизненные трудности. Тем более, что теперь ей снится покойный муж, который настойчиво требует завести поросенка…
Голливуд сильно разнежил кинозрителей. Мы привыкли видеть в главных героях молодых людей – либо подростков с их проблемами и первыми столкновениями с миром, либо взрослых, еще не растерявших привлекательность и сексуальность. Пожилые люди на экране появляются крайне редко. В худшем случае они предстают безмолвным фоном, в лучшем – безэмоциональными героями, эдакими вековыми сэнсэями, которые уже все испытали, все пережили, а теперь могут отойти от мирского и спокойно делиться своим опытом.
В «Керосине» же пожилая женщина оказывается не просто главным героем – она предстает активным, чувствующим человеком, пусть и с сильно ограниченными возможностями. Фильм не только реанимирует пожилых людей как созидающую часть общества, но и не лишний раз напоминает, что в любом, не только подростковом возрасте есть свои переживания.
Российская глубинка, хоть ее география в фильме и скудна, показана как чрезвычайно насыщенное, живое место. Она воссоздана точно, без романтического флера, но и без очернения. И главная героиня здесь - плоть от плоти этой деревни. Актриса Елена Сусанина (дебютантка в кино, артистка Ярославского драматического театра) воплощает удивительно сильный женский образ. Да, покойный муж героиню бил и даже оставил на всю жизнь хромой. Но она жила во времена, когда о разводе и подумать было сложно, да и куда после него денешься в небольшой деревне? Теперь прошли годы, и старушка давно мужа простила; он, как более сильный, защищает ее и поддерживает, но уже в качестве видения.
Героиня мечтает увидеть вновь милую семью, в которой все вместе – и ее покойный муж, и дочь со своим мужчиной, и внучка, и даже курочка и поросенком. Но все они разобщены, и бабушка остается одинокой.
Порой, конечно, вспоминаются «Два билета домой», показанные на прошлогоднем «Кинотавре» из-за некоторых схожих поворотов. Но в «Керосине» все герои – это настоящие, живые люди, тогда как в ленте, созданной при участии ВГТРК, персонажи – типичные лица из новостей «России-1».
Второй фильм, с которым можно увидеть параллели при просмотре – «Карп отмороженный», получивший приз зрительских симпатий на ММКФ в 2017 году. Это такое же трогательное и добродушное, а порой и откровенно сказочное кино о старшем поколении, напоминающее нам о наших матерях и их матерях. С одним большим отличием – в «Керосине» боли все-таки намного больше, чем в комедийной драме Владимира Котта. В целом у картины Юсупа Разыкова идеальный для такой истории хронометраж – всего 77 минут. Фильм получился очень эмоциональным, но от всей глубины страданий главной героини в какой-то момент может невыносимо больно стать и зрителю – по крайней мере, на премьере плакали очень многие.
«Керосин» выглядит как сильное социальное высказывание о современных проблемах. И это, как ни странно, не совсем нужды забытых стариков – это в принципе довольно типичная для России проблема маленького человека. Даже самые упорные люди порой оказываются слишком слабы, оставаясь под гнетом обстоятельств. И более сильные – как призрак мужа, или случайно встретившийся бизнесмен, под машину которого чуть не угодила старушка, – должны помогать тем, кто слабее. Этот фильм можно счесть одой прогрессивному налогообложению, которое в России кажется несбыточной сказкой. Но самое главное - что «Керосин» не просто говорит о бедах. Как «Сердце мира» в прошлом году показывало не только проблемы, но и, собственно, метафорическое сердце мира, так и фильм Разыкова описывает путь, пройдя по которому можно приблизиться к справедливости.
Павел Соломатин, Сочи, InterMedia