постер к фильму

Рецензия на фильм «Гроза» Григория Константинопольского: Разбудите Островского через сто лет и спросите, остался ли домострой в России

Оценка: 9 из 10

Режиссер: Григорий Константинопольский. В ролях: Любовь Аксенова, Сергей Городничий, Василий Буткевич, Александр Кузнецов, Иван Макаревич, Виктория Толстоганова, Мария Шалаева, Алексей Макаров. Премьера фильма состоялась на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи 15 июня 2019 года в рамках программы основного конкурса.

Наши дни, небольшой волжский городок. Молодая девушка Катерина, выйдя замуж, попадает в настоящий домострой – ее свекровь Кабаниха не дает вздохнуть спокойно и всячески измывается, угрожая карами небесными. Слабовольный муж Тихон, хоть и любит жену, но все время принимает сторону властной матери. Неожиданно в город прибывает племянник мэра Борис Григорьевич. Катерина и Борис сразу влюбляются друг в друга, но по своей светлой и богобоязненной натуре молодая супруга не может скрывать свою измену от мужа.

Если вы узнали сюжет по описанию выше, то, скорее всего, вы просто хорошо помните школьную программу по литературе. Григорий Константинопольский снял ту самую «Грозу» Александра Островского, но перенеся ее действие в современное время. Сюжет и концовка будут теми же, откровений не ждите – впрочем, этот фильм не про сюжет, так что спойлерофобия тут не в тему.

Оригинальная пьеса Островского оказалась актуальна на экране, как никогда – мы видим, что вновь бесчестные люди учат нас морали и нравственности, страх и жестокость в обществе превыше любви, а среди сильных мира сего много самодуров. При этом, пожалуй, Константинопольский не был бы самим собой, если бы не переработал исходный материал весьма остроумно, добавив сатиры от себя. Получилось так же ярко, как в «Русском бесе», который он представлял на «Кинотавре» годом ранее, только без насилия и (почти) без психоделии.

С одной стороны, режиссер сумел передать диалоги из оригинальной пьесы полуторавековой давности практически слово в слово. Местами речь героев все-таки выглядит анахронично, но у каждого персонажа есть свои отличительные черты, благодаря которым этот эффект сводится к минимуму. Кабаниха, к примеру, так маниакально улыбается, рассказывая сладким голосом о том, как дети должны любить родителей, что моментально веришь, она – настоящая садистка. Такого яркого образа для отрицательно героини и сам Островский помыслить бы не смог.

С другой стороны, действие постоянно перемежается современными вставками. Скажем, Кулигин в фильме, обладая теми же качествами, что и в пьесе – мечтательностью и свободомыслием – может выражать их совсем иными способами. Он читает рэп и снимает клипы, в которых высмеивает высоких господ и падение нравов. И эти странные переходы от классических текстов Островского к современному речитативу лишь подчеркивают абсурдную пропасть между слоями общества.

Как показал фильм, Островский все еще современен. Это радует, но в то же время и сильно пугает – кажется, что луч света в темном царстве может появиться лишь для того, чтобы немедленно погаснуть. И, возможно, его происхождение как-то связано с летающей тарелкой инопланетян, нависшей над городом.

Павел Соломатин, Сочи, InterMedia

Последние новости