Рецензия на фильм «Капкан». Не перекрывайте запасной выход
Оценка: 8 из 10
Режиссер: Александр Ажа. В ролях: Кая Скоделарио, Барри Пеппер. В широкий прокат фильм выходит в России 22 августа 2019 года.
На Флориду обрушивается мощнейший ураган, Хейли игнорирует приказы об эвакуации, чтобы попытаться встретиться в этом хаосе с пропавшим отцом. Она обнаруживает его в подвале дома, с тяжелой раной. Спасти его (и себя) оказывается не так-то просто: оба оказываются в ловушке из-за постоянно прибывающей воды и приплывающих вместе с ней аллигаторов с разрушенной неподалеку фермы.
Синопсис и трейлеры сразу намекают нам на два главных элемента фильма – ураган и аллигаторов. У кого-то может сложиться неверное впечатление, что «Капкан» – это какие-нибудь «Челюсти» или же блокбастер «Мег: Монстр глубины». Ничего подобного. Никаких километров воды вокруг, никаких просторных локаций, некуда бежать, негде прятаться. Даже суша перестает быть безопасной. Действие фильма происходит на небольшой территории, все выглядит предельно камерно – но это ложная камерность.
«Капкан» поначалу пытается маскироваться под стандартный хоррор, действующий по принципу «сначала нагнетаем атмосферу, затем резко делаем страшный момент». Но свое настоящее лицо он показывает довольно быстро. Типичные пугалки Александру Ажа совсем не нужны, чтобы делать впечатляющее кино. Как только на экране начнется основное действие, режиссер сразу создает очень много саспенса, а одновременно с ним – очень много экшена. Фильм не превращается из триллера в боевик, но при этом оказывается одновременно очень напряженным и очень драйвовым. У героев не остается никаких островков спокойствия и безопасных зон, им негде передохнуть, их существование постоянно находится под угрозой. Выражение «мой дом – моя крепость» больше не имеет смысла – крепость разрушается, и в ней находиться так же опасно, как и в мире, объятом штормом.
Больше всего «Капкан» напоминает триллер «Отмель» 2016 года с Блейк Лайвли, а также, как ни странно, фильм 2019 года «Затерянные во льдах» с Мадсом Миккельсеном. Он получился не столько про борьбу с монстрами (хотя кровожадных монстров здесь очень много), сколько про борьбу со стихией, страхом и, собственно, смертью. Умирать, да еще и заживо съеденными, героям страшно, однако они попадают в ситуацию, когда действовать подчас еще страшнее, а времени на раздумья и сомнения критически мало. В результате мы получаем триллер, рассуждающий больше про экзистенциальные проблемы бытия и преодоление себя. При этом «Капкан» – это очень жизнеутверждающий фильм, дающий надежду на то, что человек способен справиться практически со всем (правда, для этого придется долго и с большим трудом стараться). Собственно, об этом же были и два вышеназванных фильма – «Отмель» и «Затерянные во льдах».
Александр Ажа уже хорошо зарекомендовал себя в жанре хорроров и триллеров. Многие видели и высоко оценили его «Кровавую жатву», а также ремейки «У холмов есть глаза», «Пираньи 3D», «Зеркала». Правда, «Рога» с Дэниэлом Рэдклиффом оказались более спорными из-за не самого удачного эксперимента по смешиванию хоррора, детектива и подросткового фэнтези. Но теперь режиссер вернулся к тому, что умеет делать лучше всего – к по-настоящему злым фильмам ужасов.
Павел Соломатин, InterMedia