Рецензия: плейлист «Лучшее: Земфира»
2019, Яндекс.Музыка
Оценка: 9,5 из 10.
Двадцать лет назад вышел первый альбом Земфиры под названием «Земфира». Спустя год появился второй диск «Прости меня, моя любовь». В честь дня рождения певицы сервис Яндекс.Музыка составил плейлист её лучших песен - очевидно, по числу прослушиваний пользователями. Полагаю, что подобный сборник можно было бы выпускать ежегодно, вот только список песен в нём вряд ли будет меняться значительно. Композиции с первых двух альбомов по-прежнему составляют основу любого «беста» Земфиры, которая новым материалом делится, мягко говоря, нерегулярно. В сборник, впрочем, вошла одна относительно недавняя новинка «Джозеф» - как ни странно, она неплохо смотрится по соседству с ранними шедеврами, но не даёт гарантий того, что когда-нибудь Земфира вновь выпустит альбом, полностью состоящий из хитов. Став суперзвездой после первой же пластинки и закрепив этот статус не менее убедительным вторым диском, певица перешла в более щадящий режим: на её лонгплеях теперь не десяток суперпесен, а максимум три-четыре. Таким результатам позавидовали бы 95 процентов музыкантов, а разговоры о том, что Земфира «может лучше», следует прекратить: в конце концов её поклонники (по-прежнему очень многочисленные) с восторгом принимают всё, что делает певица, а песни с третьего и далее альбомов тоже заняли достойное место в сокровищнице отечественной поп-рок-музыки и в этом сборнике. «Мачо», «До свидания», «Знак бесконечность», «Жить в твоей голове», «Мы разбиваемся», «Прогулка» составляют хорошую компанию «Ариведерчи», «П.М.М.Л.», «Ромашкам», «Почему», «Ракетам» и «Маечкам». Из того, что ещё могло бы войти в сборник, на ум в первую очередь приходят «СПИД» и «Девочка созрела», но и без них плейлист выглядит вполне адекватным.
Интересно другое. Слушая вперемешку песни разных периодов творчества Земфиры, замечаешь то, что никак нельзя было разглядеть двадцать лет назад, гоняя на рипите два первых альбома. Тогда они воспринимались как музыкальная сенсация и начало какого-то нового периода. Так оно и было, но мало кто задумывался о том, как вообще появился этот амбициозный уфимский самородок. У Земфиры явно было самоощущение суперзвезды, ещё когда её никто не знал, но в ранних песнях это понимание трогательно соседствует с неуверенностью: а вдруг не получится? И песни эти были гораздо более личными: они родились из суммы ощущений, впечатлений, переживаний и происшествий детства и юности. Певица тогда не знала точно, для себя она их пишет или для миллионов слушателей, не говоря уже о том, что имела очень смутные представления об идеальном звучании и была вынуждена при записи довериться продюсерам и музыкантам «Мумий Тролля». Сейчас же саунд для неё очень важен, отсюда и эксперименты с жанрами и составами. А вот делиться сокровенными переживаниями со зрителями, которые наделяют особенным смыслом каждое её слово и запятую, Земфире уже неинтересно. Поэтому по ходу прослушивания сборника возникает ощущение, что «позднее творчество» идёт скорее от головы, чем от сердца. В то же время большая слава Земфиры породила не «звёздную болезнь», как у многих, а перфекционизм: он тоже идёт от головы и не позволяет певице выпускать новинки так часто, как этого хотели бы поклонники.
Алексей Мажаев, InterMedia