На «IP Академии» в «Сколково» обсудили правовой статус больших данных
Дискуссионная панель на тему «Большие данные vs интеллектуальная собственность» состоялась в рамках образовательной конференции по интеллектуальной собственности «IP Академия», которая проходит в Сколково с 18 по 20 сентября 2019 года. Участники обсудили, как правильно предоставлять правовую охрану большим данным, кому они принадлежат и как их использовать.
Одним из вариантов использования интеллектуальной собственности применительно к большим данным считается результат действия алгоритма, в который заложен определенный объем информации, полагает президент IPCLUB, приглашенный профессор-исследователь БФУ им. И. Канта Марина Рожкова.
— Большие данные требуют совершенно иных подходов, нежели мы привыкли. Раньше подобрать информацию можно было вручную. Но когда речь зашла о больших объемах, понадобилась автоматическая обработка, то есть алгоритм, который может быть запатентован и использован для определенных социальных, научных, коммерческих целей. Именно алгоритм использования больших данных можно считать результатом интеллектуальной деятельности, — отметила она.
Руководитель по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти компании «Мегафон» и руководитель правового комитета Ассоциации участников рынка больших данных Никита Данилов презентовал вариант подхода к регулированию данных, при котором возможен баланс интересов представителей бизнеса, потребителей и общества в целом.
— Площадка, на которой размещаются данные, может самостоятельно устанавливать правовой и технический режим доступа к данным и определять правила их обработки. При этом не стоит забывать, что даже если данные размещены в открытом доступе, для их обработки нужны законные основания. В этом смысле должен соблюдаться закон о персональных данных, — заявил эксперт, добавив, что права на базы данных обеспечиваются законодательством об интеллектуальной собственности.
Анализ данных об объектах интеллектуальной собственности, их владельцах, качестве и количестве использования имеет особо важное значение, так как дает возможность бизнесу понимать, как избежать плагиата и развить свой продукт, отметила вице-президент по правовым вопросам Ассоциации IPChain Ирина Яковлева.
— Прямая защита данных практически невозможна. Опосредованно можно защищать носители, базу данных при помощи авторского права и частично ее содержание. Надеюсь, что в России будет сформирована прогрессивная правоприменительная практика, которая будет считаться с интересами бизнеса, а не вредить ему. Иначе мы столкнемся с последствиями GDPR, которые есть в Европе, и колоссальными штрафами, — предупредила г-жа Яковлева.
Говоря об опыте IPChain в защите объектов интеллектуальной собственности, эксперт подчеркнула, что узлы сети IPChain стремятся к балансу между открытостью и безопасностью.
Заместитель директора по правовым вопросам «Авито» Татьяна Войтас на примере интернет-объявлений как ключевого актива онлайн-классифайда рассказала, почему важно защищать пользовательский контент при помощи инструментов интеллектуальной собственности.
— Если нет объявлений, то можно считать, что нет продукта и сервиса. В формирование этого актива и его наращивание вкладываются значительные инвестиции – в разработку продукта, интерфейса, процесс модерации, маркетинг. Много времени требуется, чтобы раскрутить эту базу. Если другой игрок рынка берет ее и посредством скрейпинга переносит на другой ресурс, это означает, что он паразитирует на инвестициях нашей компании. В этом смысле интеллектуальная собственность – очевидный инструмент для защиты пользовательского контента, — пояснила эксперт.
Когда происходит незаконный перенос материалов из базы данных, его можно расценивать как неправомерное извлечение дополнительной прибыли, отметил советник Bryan Cave Leightpon Paisner (Russia) Евгений Орешин.
— Если между звонком и размещением объявления проходит одна минута, это значит, что программное обеспечение уже все скопировало и подготовило. Все данные уже перенеслись на другой сайт. Переводя пользователя к себе, конкурент перенимает часть рынка, так что это незаконно, — заключил он.