Рецензия: документальный фильм «Brutto Nostra»
2019, YouTube-канал Brutto Nostra
Оценка: 8,5 из 10.
Документальный фильм Дмитрия Авдеева снимался около двух лет, а его выпуск приурочен к пятилетию группы Brutto. Начало и конец ленты сняты на празднике даже не Brutto Nostra, а Brutto Family: участники команды с жёнами и детьми собираются вместе на даче, чтобы пообщаться, попеть, поиграть и сделать трогательный клип на нежную песню «Мельхиор и Каспар». Эти фрагменты говорят об атмосфере группы лучше любых слов, тем не менее фильм повествует не только об атмосфере, но и об истории Brutto.
Начинается рассказ издалека. Поскольку многие до сих пор задаются вопросом, зачем Сергею Михалку было закрывать «Ляпис Трубецкой» и запускать новый проект, фильм даёт обстоятельный ответ. История появления Brutto оказывается тесно связанной с историей появления «Ляписа». В начале сценической карьеры «Ляпис Трубецкой» представлял собой «группу-капустник», отчаянно издевавшуюся над поп-культурой и пародировавшую панк-рок и рок-н-ролл. Это вызывало ярость у «настоящих» белорусских рокеров и их не считывающих иронию поклонников. А потом в Москве заметили хитовый потенциал некоторых песен Михалка - и продвинули «ляписов» в шоу-бизнес. Вот только с точным позиционированием месседжа никто заморачиваться не стал, поэтому большинство зрителей приняли маску пухлых провинциальных дуралеев за их реальные образы. Бороться с этим оказалось бесполезно - думаю, в том числе и потому, что Сергей Михалок не выглядел рок-героем, а был вполне органичен в имидже пьющего исполнителя авторского дворового шансона.
Потом он отказался от излишеств, подкачался и записал несколько резких альбомов - «Капитал», «Манифест», «Культпросвет» и т.д. По традиции, не все зрители поняли и приняли изменение стилистики: одни недоумевали, тот ли это «Ляпис», что пел «Ты кинула», другие призывали отказаться от старого репертуара. В конце концов Михалок понял, что заниматься столь разновекторной музыкой в рамках прежней группы больше невозможно: в документалке он говорит, что это попахивало шизофренией. «Ляпис Трубецкой» был закрыт, и Сергей приступил к репетициям с новой группой.
Проект Brutto удивил даже тех, кто предпочитал «Ляписа» образца «Капитала» и «Не быць скотам!». Пять фронтменов-качков, среди которых имеется действующий чемпион по тайскому боксу, песни на тему укрепления здорового тела, тяжёлое звучание - не совсем этого ждали поклонники Сергея Михалка. В фильме он объясняет, что в основе идеи группы - понятие «fight» (борьба, схватка), поэтому в ней поют «трушные» чуваки. Пока публика раздумывала, так ли ей нужны песни про гири, начались политические потрясения, и Михалка, чьи «Воины света» стали одним из гимнов Майдана, немедленно и против его воли причислили к радикалам и активистам. Опять неправильное позиционирование, и опять оно повысило интерес к музыке проекта - причём настолько, что после шестилетнего перерыва Сергею разрешили выступать в родной Белоруссии.
В России концерты Brutto пока под негласным запретом, да и показать здесь фильм на большом экране не удалось. Хотя в нём нет ничего крамольного и запрещённого - здесь много музыкальных фрагментов и, кажется, самое подробное интервью Михалка в истории. Просто некоторые спикеры иногда выражают взгляды, отличные от позиции российских властей, а это для наших осторожных организаторов достаточное основание, чтобы не связываться.
Алексей Мажаев, InterMedia