предоставлено организаторами мероприятия

Международный симпозиум по звукозаписи академической музыки стартовал в Москве

Первый международный симпозиум «Индустрия звукозаписи академической музыки» начал свою работу в Москве 22 октября 2019 года. Мероприятие, собравшее ведущих специалистов в области звукозаписи и представителей музыкального мира, стал частью международной премии «Чистый звук», организатором которой выступает Гильдия звукорежиссеров Российского музыкального союза (РМС). На полях симпозиума крупнейшие представители индустрии звукозаписи, российские и иностранные музыканты, исполнители, музыковеды и продюсеры обсудят актуальные вопросы, связанные с работой звукорежиссера в цифровую эпоху.

Ведущий церемонии открытия, актер театра и кино Максим Линников отметил, что международный формат симпозиума позволил собрать ключевых представителей индустрии не только из России, но и со всего мира. В своем приветственном слове генеральный директор Российского музыкального союза, композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Клевицкий подчеркнул, что рад видеть в зале увлеченных людей, и обратил внимание на важность профессии звукорежиссера для музыки в целом.

- Как действующий дирижер и человек, много лет работающий в музыкальной сфере, могу точно сказать, что без специалистов по звукозаписи не было бы музыки, - сказал Клевицкий. - За последние сто лет эта профессия сильно изменилась, средства записи постоянно совершенствуются — в том числе благодаря стремительному развитию шоу-бизнеса. Я убежден, что музыкант, даже если он получил высшее музыкальное образование, по-настоящему вырастает только тогда, когда слышит себя в записи. И качество этой записи зависит именно от специалистов в этой области.

Председатель Гильдии звукорежиссеров РМС, профессор МГК, ВГИК, ИСИ Мария Соболева заметила, что еще недавно не могла даже представить, что будет основана Гильдия звукорежиссеров, и что будут проводиться специализированные премии и форумы.

- Такие мероприятия — это замечательная возможность для профессионалов встретиться, поделиться рабочими секретами и пообщаться вживую, - считает она. - На этот форум мы пригласили замечательных гостей, которые проведут интереснейшие лекции, мастер-классы, дискуссии. Здесь собрались друзья, коллеги, профессионалы, и я надеюсь, что это событие станет праздником для нашей индустрии.

Майкл Хэтч

Основатель звукозаписывающей компании Floating Earth Ltd Майк Хэтч отметил, что многое изменилось с тех пор, как он приносил домой пластинки из библиотеки и записывал их на кассеты.

- Теперь аудиозаписи становятся доступны практически сразу, и их можно прослушать в самых дальних уголках планеты, - сказал он. - Специалисты по звукозаписи также могут обмениваться мнениями, узнавать о разных стилях, делиться опытом и техниками. Это сильно обогащает нашу работу и улучшает качество звука. Особенно здорово, что мы сегодня собрались в России — стране с богатой музыкальной историей.

Далее Майк Хэтч провел лекцию-презентацию по теме «Работа звукорежиссера в разных акустических условиях». Эксперт продемонстрировал отрывки вокальных и инструментальных записей, записанных во время живых концертов в различных помещениях, и рассказал о технических особенностях своей работы и проблемах, с которыми приходится сталкиваться звукорежиссерам.

Параллельно проходила встреча-дискуссия «Роль СМИ в развитии индустрии звукозаписи и популяризации академической музыки», модератором которой выступил главный редактор информационного агентства InterMedia, журналист, аналитик, преподаватель, эксперт в сфере культуры и индустрии развлечений Евгений Сафронов. В качестве спикеров в сессии приняли участие композитор, музыковед, кандидат искусствоведения, заместитель программного директора Радио «Орфей» Роман Берченко, главный редактор портала «Культуромания», писатель Петр Власов, основатель информационного агентства и газеты «Музыкальный Клондайк», основатель и генеральный директор агрегатора фестивалей «Арт-Центр плюс», член Российского и Международного союза журналистов Елена Лащенко и главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», доктор искусствоведения профессор МГК Евгения Кривицкая.

Евгений Сафронов заметил, что само понятие академической музыки появилось в СССР в 30-40-х годах ХХ века, и до сих пор не существует его точного определения.

- Этот термин был введен для того, чтобы отделить серьезную музыку от эстрады. Когда в 2009 году правительство России решило узнать, что происходит в филармонической жизни страны, и провело масштабное исследование, выяснилось, что под академической музыкой подразумевается широкий спектр жанров — от классики до джаза, - заметил Сафронов, добавив, что то, что сейчас есть в индустрии звукозаписи — это результат большой работы именно в 30-40-х годах, когда произошел расцвет академической музыки.

Евгения Кривицкая посетовала на то, что «в стране нет практики систематического продвижения и освещения продукции звукозаписывающей индустрии в области академической музыки».

- Вся информация хранится в открытом доступе, ее можно легко и бесплатно получить, но она не всегда попадает в поле зрения СМИ и широкой публики. Отчасти это можно объяснить тем, что мы в России больше ориентированы на живой звук. Также, думаю, у нас просто еще не сформировалась культура потребления аудиозаписей, - сказала она.

Поддержала коллегу и Елена Лащенко.

- В нашем напряженном темпе жизни тяжело найти время для вдумчивого прослушивания серьезной музыки, и для большинства людей в приоритете, действительно, живые концерты. Поэтому для продвижения индустрии звукозаписи важны СМИ, так как именно они создают спрос. Здесь нужно помнить, что любая информационная платформа становится маркетинговой. Конечно, задача СМИ не ограничивается рекламой, у нас также есть просветительская, образовательная функция. Но все взаимодействие с пользователем должно происходить с учетом технологий и требований времени. Индустрия звукозаписи и СМИ переходят в цифровой формат, и последующие поколения специалистов, которые будут готовить рекламу и контент, будут роботами. Нейронные сети займут наши рабочие места, и к этому будущему тоже нужно быть готовыми, — уверена спикер.

Роман Берченко также поделился опытом работы в цифровую эпоху.

- Так как мы — единственное специализированное электронное СМИ в России, посвященное классической музыке, нам важно получать доступ к качественным аудиозаписям, - рассказал он. - Мы давно и тесно сотрудничаем с нашим отечественным флагманом звукозаписи, фирмой «Мелодия», готовим совместные проекты, приуроченные к юбилеям и другим значимым событиям. Под эти проекты мы часто получаем эксклюзивные образцы и специально оцифрованные редкие архивные записи». Кроме того, - отметил Берченко, - все чаще студии не выпускают физические носители и хранят музыку на онлайн-ресурсах.

Петр Власов предложил расширить тему дискуссии и поговорить об отношениях между СМИ и культурой в целом.

- Наша главная профессиональная задача — повышать спрос на качественную культуру в обществе, - считает эксперт. - Делать это очень непросто, нужно что-то противопоставлять тому огромному «желтому морю» информации, постоянно и отовсюду льющемуся на людей. Здесь нам стоит обратиться к примеру литературы. Мы видим, что ее престиж в последнее время стал расти, повысился статус писателей, возрос интерес со стороны широкой публики. Это произошло во многом благодаря популяризации литературных премий, освещения их ведущими СМИ. Думаю, и в индустрии звукозаписи такое возможно: мы должны показать, что высокая культура — это модно и престижно.

В рамках симпозиума также запланированы профильные мастер-классы: будут продемонстрированы технические возможности оборудования компании Yamaha (Япония), микрофоны компаний «Октава» (Россия), «НикФи» (Россия), «Неватон» (Россия), Simple Way (Латвия), Sennheiser (Германия). Серия мастер-классов по реставрации и архивированию звукозаписей состоится в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Завершится первый день вечером фортепианной музыки «Угасших солнц огонь...» памяти Бориса Петровича Юргенсона в «Гостиной Юргенсон».

Пресс-служба Общероссийской общественной организации Российский музыкальный союз (РМС): +7 (909) 967-8262, pressa@rmu.org.ru.

Последние новости