Рецензия на фильм Тима Миллера «Терминатор: Тёмные судьбы»: Ностальгические проводы франшизы на покой
Оценка: 6 из 10
Фантастический блокбастер «Терминатор: Тёмные судьбы» выйдет в российский прокат 31 октября 2019 года. Режиссёр: Тим Миллер. В ролях: Линда Гамильтон, Маккензи Дэвис, Арнольд Шварценеггер, Гэбриел Луна, Наталия Рейес и другие.
Франшиза «Терминатор», которую Джеймс Кэмерон создал в 1984 году, затем оставил, а потом снова забрал себе, дабы исправить всё то, что с ней произошло за время его отсутствия, всегда была грандиозной сагой о людях, которые ничему не учатся и никогда не сдаются. «Тёмные судьбы», шестая картина серии – прямое тому подтверждение: игнорируя полные провалы предыдущих сиквелов, студия продолжает снимать продолжения «Терминатора», о которых никто не просил. Но нужно отдать должное «Тёмным судьбам»: фильм Тима Миллера исполнил мечту миллионов фанатов оригинальной дилогии, а именно – официально признал, что все картины, снятые после ухода Кэмерона, являются огромным недоразумением, которого (сделаем вид) никогда не было.
Итак, Сара Коннор (Линда Гамильтон) спасла сына, а заодно отменила апокалипсис, который по плану должен был состояться 29 августа 1997 года. В начальной сцене мы переносимся через год после запланированной некогда катастрофы, на солнечный мексиканский пляж, где героиня вместе со своим сыном прекрасно проводит время, наслаждаясь прохладными напитками. Их идиллию нарушает кошмар былых дней – ещё один робот модели Т-800, посланный из будущего до отмены апокалипсиса и непонятно где находившийся всё это время. Он достигает своей цели и, разрядив обойму дробовика в беззащитного Джона (Эдвард Ферлонг), исполняет своё предназначение. Дальше сюжет перескакивает на 22 года вперёд, но мы сначала вернёмся назад – в 1991-й, когда франшиза, для которой путешествия во времени являются неотъемлемым катализатором действий, достигла своего пика и поставила, казалась бы, превосходную точку в истории противостояния людей и машин.
Концовка «Судного дня» прочно вошла в ряд самых пронзительных и запоминающихся развязок в истории мирового кинематографа. Для родившихся в 90-х, познававших западное кино через видеокассеты сомнительного качества с одноголосым переводом, слёзы на глазах юного Джона Коннора и медленно расплавляющееся тело терминатора, поднимающего большой палец вверх, без преувеличений, навсегда останется одним из ярчайших впечатлений детства. Это сильный эпизод, как и финал в целом, но не из-за крепкой эмоциональной привязанности к героям или самопожертвования машины во благо человечества.
Настоящая же сила кульминации этой истории - в её универсальном, актуальном для любого поколения посыле. Сара не только спасла сына: своими действиями она смогла предотвратить конец света. Другими словами, свобода воли победила фатализм. Эту идею, не дающую покоя кинематографистам по сей день (например, совсем недавно Джеймс Грэй в сай-фае «К звёздам» сделал вывод, что нечего улетать к Плутону искать чужую, внеземную жизнь, когда нужно прожить свою, с родными и близкими, здесь и сейчас), Кэмерон ещё в 1991-м оформил как непререкаемую истину. Неважно, насколько мрачное будущее нас ждёт, светлое настоящее – это то, ради чего стоит сражаться.
Фильм «Тёмные судьбы», будучи своего рода извинением за всё, что случилось с франшизой за последнее время, должен был восстановить справедливость, но вместо этого лишь в очередной раз наступил на те же грабли. Снова всемогущий искусственный интеллект (теперь это не «Скайнет», а «Легион») отправляет в прошлое суперкрутого жидкого терминатора (его играет Гэбриел Луна, столь же невзрачный, сколь запоминающимся был Роберт Патрик), чтобы он убил будущую надежду сопротивления – девушку по имени Дани Рамос (Наталия Рейес). В противовес холоднокровной машине для убийств в прошлое также отправлена девушка-киборг Грэйс (Маккензи Дэвис), чья задача – помешать коварным планам Легиона. В общем, перед нами «Пробуждение силы» от мира «Терминатора»: нескладная, но искренняя попытка повторить классический сюжет, наполняющая его приличной дозой фан-сервиса, узнаваемых отсылок вроде музыкальных тем или деталей гардероба, и возвращающая на экраны любимых героев, исполняющих функцию путеводной звезды для новичков франшизы.
Намерения Кэмерона и Миллера действительно выглядят благородными, ведь не будь между «Судным днём» и «Тёмными судьбами» ещё трёх несуразных сиквелов, можно было бы с уверенностью сказать, что люди за это время по-настоящему соскучились, и данный фильм имел бы оглушительный успех. А так франшиза за годы бесцельной эксплуатации потеряла весь свой шарм: сколько раз уже обыгрывалась каноничная фраза «I’ll be back»? Сколько раз по делу и без использовалось фирменное «Идём со мной, если хочешь жить»? А сам образ Терминатора в исполнении Арнольда Шварценеггера? То его лицо на компьютере «пришили» к какому-то накачанному телу ради камео в «Да придёт спаситель», то его превратили в глуповатого робота-шутника в «Генезисе». Шварценеггер буквально состарился у нас на глазах. О каком каноничном Т-800 Кэмерона может идти речь, когда он с каждым фильмом всё больше походил на элемент мерчендайза, нежели на полноценного персонажа?!
Все эти факторы выводят Линду Гамильтон на особое положение. Она была среди тех, кто отказался возвращаться во франшизу после «Судного дня», что, как минимум, достойно огромного уважения. Но теперь Линда вернулась, причём настолько эпично, что от её первого появления на экране волосы встают дыбом: такой крутой Сары Коннор мы ещё никогда не видели. Два её нынешних любимых занятия – есть чипсы и охотиться на терминаторов. К моменту встречи с Дани и Грейс чипсов у Сары уже не осталось. Гамильтон, как Харрисон Форд в «Пробуждении силы», наслаждается каждой минутой своего экранного времени, на словах не передать, как приятно её снова видеть в действии. Изменения постигли и другого «старичка» франшизы: будет спойлером рассказать, кого именно тут играет Шварценеггер, но внезапно его персонаж становится чуть ли не самым человечным за всю историю серии, привнося в фильм не только эмоции, но и львиную долю юмора.
― Это твой телохранитель?
― Я шью шторы.
Единственное нововведение данного «Терминатора» в том, что он является ярким представителем американского кинематографа 2019 года, в котором тренды задают расовое многообразие и феминистический настрой. В главных ролях исключительно женские персонажи, а новая надежда сопротивления – латиноамериканка. Плохой терминатор в исполнении Луны –также латиноамериканской наружности, и это могло бы послужить неплохим социальным комментарием к сцене, когда он в форме пограничника пересекает американскую границу (незаконная миграция в США – больная тема), но режиссёр Тим Миллер не стал развивать эту мысль.
С точки зрения постановки «Тёмные судьбы» ― одна большая головная боль. Куча спецэффектов, механический экшен, резкий монтаж, сюжет двигается от флэшбека к флэшбеку, от объяснения к объяснению, рваный ритм и обилие пафоса только обременяют просмотр. Крайне странно наблюдать такое количество блокбастерных штампов у режиссёра «Дэдпула» ― фильма, который все эти штампы ловко высмеивал, обыгрывал конвейерную голливудскую продукцию. Теперь Тим Миллер сам снимает то, над чем смеялся. Это какая-то странная постирония? Тот ли это режиссер, что был номинирован на премию Гильдии режиссёров США как лучший дебютант? «Тёмные судьбы» больше похожи на фильм, срежиссированный чипом с нейросетью, чудом уцелевшим в лаборатории «Скайнета» в далёком 1991-м.
Что будет с франшизой дальше, пока не определено. Но если Джеймс Кэмерон решит, что она уже готова уйти на покой (а готова она уже как минимум лет двадцать), то лучшего финального аккорда этой истории, чем «Тёмные судьбы», придумать сложно. Кино Тима Миллера отдаёт дань уважения оригинальной дилогии – от использования классического саундтрека Брэда Фиделя до долгожданного воссоединения на экране Гамильтон со Шварценеггером (оба, как оказалось, в отличной форме!) – и, конечно, дарит серии фильмов про войну человечества с машинами ещё один эмоциональный финал.
Вадим Богданов дляInterMedia