Рецензия: OQJAV - «Кегельбан»
2019, «Студия Союз»
Оценка: 7,5 из 10.
Чем OQJAV отличается от большинства других в меру модных инди-проектов - так это тем, что, приступая к прослушиванию любой их новой работы, ты не знаешь, какими они предстанут. Это может оказаться унылейший сборник, а может - душевный альбом с парочкой настоящих хитов или концептуальный сингл в другом жанре. Собственно, когда Вадим Королёв и OQJAV предстают в своей «унылой» ипостаси, ваш рецензент старается этого не заметить и пройти мимо, ибо рецензия могла бы состоять из фразы «впрочем, ничего нового». Как вы догадываетесь, мини-альбом «Кегельбан» заслужил более пристального разбора.
В эту пластинку вошли «псевдоретро-песни», которые Королёв сочиняет, когда в нём «переворачиваются кометы советского прошлого». Они появились в разное время и в каком-то виде были известны поклонникам, исполняясь на концертах или входя в альбомы в других версиях. Теперь они сложились в цикл - песен на диске всего пять, зато они все объединены стилистикой 60-х годов. Обложка же отсылает к 80-м: мужская фигура несёт крест, собранный из гигантской головоломки «змейка Рубика»; в отличие от её брата-кубика, змейка была не столь популярной, поэтому смысл композиции поймут не все.
Песню «Кегельбан» OQJAV записали с певицей Анастасией Великородной: «оттепельная» эстетика контрастирует с полным современных реалий текстом. В стихах даже объясняется, что кегельбан сейчас нам более известен под названием боулинг, и этот приём напоминает творческий метод группы «Биртман», в стилистике 70-х поющей про лайки и айфоны. Но где у «Биртмана» разнузданный кабак, там у OQJAV меланхоличные улыбки; возможно, Вадим Королёв вдохновлялся не только Вертинским, Утёсовым и Хилем, но и настоящим московским ансамблем «Мегаполис».
При этом, если в дуэтном «Кегельбане» есть какая-то нарочитая театральность, то песню «Сложный выбор» не назовёшь даже стилизацией под 60-е: она словно вышла из чёрно-белого фильма, где под неё мог бы идти по широкому проспекту герой с открытым лицом. У героя есть в кармане фига, однако даже строчки «смотрим старое кино, а потом ещё одно, а потом про зомби, чтобы был баланс» или «утони в бутылке водки, в плеере Сергей Сироткин» он пропевает с такой шестидесятнической достоверностью, что никто не заподозрит в нём засланца из XXI века. С той же милой и доброй интонацией Вадим исполняет следующую песню «На размер больше»: она записывалась для фильма «Я худею», но в картину композиция не попала, так как, несмотря на попытки соответствовать сюжету, текст уводит зрителя в какую-то непонятную степь - странную, но вполне очаровательную.
В «Якорях», входивших в альбом «Марта» в акапелльной версии, теперь есть музыкальное сопровождение, тоже немного нарочитое и напоминающее произведение тапёра, обычно озвучивающего утреннюю гимнастику по радио, но на этот раз пустившегося в импровизационные тяжкие. В финальном «Портвейне» OQJAV решил добавить к ретро-улыбчивости фортепианного драматизма, отчего хрупкая конструкция безмятежного альбома серьёзно пошатнулась.
Алексей Мажаев, InterMedia