Рецензия на фильм Андрея Кончаловского «Грех»: И каррарский мрамор не стал бы смотреть тебе вслед
Оценка: 8 из 10
Историческая драма «Грех» выйдет в российский прокат 14 ноября 2019 года. Режиссёр: Андрей Кончаловский. В ролях: Альберто Тестоне, Юлия Высоцкая и др.
Италия, приблизительно 1513 год. Скульптор Микеланджело Буанаротти совершенно измучен непомерными тратами своей семьи, никак не дающимся ему заказом на роспись Сикстинской капеллы и постоянным соперничеством с насмешливым и внешне более благополучным Рафаэлем Санти. Окружающие считают художника чудаком и оборванцем, а он клянет на чём свет стоит недружелюбную к нему Флоренцию, пьёт с утра пораньше дрянное вино и порою видит ангелов.
Папа Юлий II из семейства делла Ровере считает творчество постоянно сомневающегося в себе Микеладжело божественным и даёт скульптору заказ на сооружение своей будущей гробницы. Едва дело начинает спориться, как понтифик умирает, и этим моментом умело пользуются представители извечно враждующего с делла Ровере клана Медичи. От соперников своего заказчика художник получает новую работу и сам не замечает, как оказывается меж двух огней.
Складывается ощущение, что Андрей Кончаловский задумал воплотить в кино замысел, аналогичный «Божественной комедии» Данте Алигьере, только переставил местами главы. Режиссёр начал с «Рая», где довольно убедительно показал условия попадания в небесную обитель. Теперь настал черед «Ада» как царства вечной смерти и греха.
Для Италии XVI века Кончаловский подбирает воистину босхианские краски: на столбах запросто болтаются повешенные, по земле валяются отрубленные головы, а купающиеся в роскоши маркизы, тем не менее, выглядят так, как будто гниют заживо. Над всем этим действительно реет «тень Данте с профилем орлиным», поисками которой напряжённо занят Микеланджело все 134 минуты экранного времени.
«Грех» неправильно было бы считать типичной биографической драмой, хотя период жизни художника с 1513 по 1519 года показан довольно достоверно. Главным героем фильма, по мнению его создателя, оказывается отнюдь не Микеланджело, а… каррарский мрамор (см. также официальный постер ленты). Недаром «Грех» изначально должен был называться «Сны мрамора».
Мрамор в фильме символизирует и демонический порок, и божественную чистоту. Когда ты объявляешь греху войну и пытаешься сдвинуть его с места, то он неминуемо попытается похоронить под собою и тебя, и твоих близких. А когда начинаешь восхождение к совершенству, обязательно на пути возникнут препятствия, аналогичные описанным Борисом Гребенщиковым в песне «Каменный уголь»: «Если б каменный уголь умел говорить, он не стал бы вести беседы с тобой. И каррарский мрамор не стал бы смотреть тебе вслед».
В чем состоит грех самого Микеланджело, каждый зритель должен ответить по-своему. Разные люди на протяжении всего фильма тычут ему в лицо обвинениями в непочтении к родителям, алчности и гордыне, но есть ощущение, что все эти инсинуации – не более чем саморазоблачения. А вина художника является общей болезнью всей эпохи Возрождения: «Бесконечное в рабстве у конечного – вот единственный грех против Духа Святого» (протоирей Игорь Цветков о работах Рафаэля).
Денис Ступников, InterMedia