
Влияние глобализации на культуру и развитие всего человечества обсудили на пленарном заседании Петербургского культурного форума
Пленарное заседание VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума по теме «Культурные коды в условиях глобализации» прошло 14 ноября 2019 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа. В нем приняли участие генеральный директор Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) Уэббер Ндоро (Зимбабве), соучредитель и заместитель директора музея ООН — UN Live Майкл Эдсон (США), ректор Центральной консерватории музыки в Пекине Юй Фэн (КНР), учредитель некоммерческой организации по преобразованию городских зон 8–80 Cities Гил Пеньялоса (Канада) и директор Галереи Уффици Айке Шмидт (Италия). Модератором дискуссии выступила международный корреспондент издания Svenska Dagbladet Гунилла фон Халль (Швеция).
Уэббер Ндоро указал на то, что процессы глобализации имеют долгую историю и что молодым государствам сложно создавать собственные культурные коды.
- Глобализация это нечто, что мы никак не можем игнорировать, - сказал он. - Глобализация началась со времени появления человечества: мы всегда делились идеями, мыслями, воздействовали друг на друга. Мы как международная организация постоянно работаем в этой среде, учитываем лучшие практики, лучшие методы управления в системе мирового наследия. Нужно подчеркнуть: это вовсе не означает, что локальное не учитывается и не рассматривается. Локальные и местные аспекты чрезвычайно важны, разнообразие очень важно на Земле. Может быть, оно даже более значимо, чем то, что нас объединяет. Особенно в сфере культуры. Мир не является местом, одинаковым и равным для всех. Существуют разделительные полосы: Юг, Север… Большая часть стран в Южном полушарии образовались менее 60 лет тому назад, поэтому мы не можем предполагать у них тех же возможностей и потенциала, что и у европейских стран. Внутри этих стран много этнических групп, поэтому для них национальный код – целая проблема. Глобализация очень важна: вчера мы услышали новости из Венеции, два дня назад мы узнали о том, что происходит в Японии, Калифорнии, Австралии. Все это говорит еще и еще раз о том, что культура – это обмен. Обмен в том числе и нашими проблемами, когда таковые возникают. Мы должны признавать разные культуры и то, что они могут внести вклад в культуру мировую.
Юй Фэн рассказал, как музыкальные культуры других стран обогатили культурный код китайского народа.
- Концепция «Пусть расцветает сто цветов» очень старая и, конечно же, Китай придерживается открытой политики во всех сферах, - отметил ректор Центральной консерватории музыки в Пекине. - За рубежом накоплен передовой опыт культуры, и китайский народ перенимает его. В Китае много оркестров, но каким образом они появились? Многие из них включают инструменты, которые пришли из стран, входящих в орбиту инициативы «Один пояс, один путь». Это инструменты, которые в свое время проникли в Китай по Великому шелковому пути. Но сегодня китайцы считают эти инструменты своими, национальными. Эти инструменты выражают дух и душу нашего народа. После XX века мышление многих народов сблизилось. В XXI веке продолжается дальнейшее сближение Запада и Востока. Разные народы постоянно улучшают взаимопонимание, в XXI веке мы будем больше взаимодействовать друг с другом и понимать друг друга чем дальше, тем больше.
Об универсальных культурных кодах будущего говорил в своем выступлении Айке Шмидт.
- Галерея Уффици открылась около 150 лет назад, но на самом деле она основывается на более древней традиции собирательства и коллекционирования семьи Медичи, - рассказал он. - С самого начала эта коллекция собиралась с мыслью о том, что границ не существует. Члены семьи Медичи покупали предметы искусства по всему миру, поэтому в Галерее Уффици есть китайский фарфор XVI века. И эти образцы пришли во Флоренцию по Великому шелковому пути. Каждый предмет искусства, который выставляется у нас в музее, автоматически работает сразу на нескольких уровнях. Все предметы искусства имеют некий код. Они относятся к месту своего происхождения и при этом связаны с большой сетью других мест. Есть местные коды, есть региональное значение и национальная ценность. Существует континентальный код, континентальная ценность – то, что объединяет нас с Россией. Конечно же, есть глобальный код, можно говорить и о некоем универсальном коде, потому что в будущем, надеюсь, мы будем жить и на других планетах. Когда-нибудь мы будем говорить об универсальных ценностях и кодах, но на самом деле все это имплицитно начиналось именно во Флоренции задолго до того, как в XVIII веке философы заговорили об универсальных ценностях искусства.
Майкл Эдсон рассказал о важности переосмысления традиционных культурных институций в современном мире, также о концепции уникального музея ООН — UN Live, созданием которого он занимается.
- Институт городского планирования проводил исследование в Окленде (Калифорния) среди бедного населения. Когда исследователи задали вопрос «Кто является творческими людьми в ваших сообществах?», то получили множество признаний в любви к художникам, рэперам, поэтам, скульпторам, писателям, музыкантам – тем, кто жил среди этих людей. Проблема заключалась не в том, что в Окленде не было культурной жизни. Проблема заключалась в том, что люди не ассоциировали свою творческую жизнь с институтами, которые существуют столетиями, не думали, что те отвечают их потребностям, - заявил соучредитель UN Live. - Как нам пройти через большие культурные изменения, которые будут сопровождать нас в течение всей жизни? Имеет смысл задать вопрос о том, кто будет локомотивом этих изменений. Будут ли они проведены в жизнь уже существующими культурными институтами? Моя задача – создавать особые культурные институты, музеи для человечества. Музей UN Live будет объединять всю жизненную энергию, всех людей мира для того, чтобы мы могли работать над самыми важными проблемами сегодняшнего дня.
О масштабной задаче, стоящей сейчас перед всем человечеством, и уникальной возможности пересмотреть устройство городов в глобальном масштабе говорил Гил Пеньялоса.
- Сегодня в городах живет 3,5 миллиарда человек. Через 40 лет этот показатель увеличится вдвое – до 7 миллиардов. В ближайшие 40 лет нам придется построить столько же домов, сколько было построено за всю историю человечества. Сложная проблема, но при этом интересная возможность, — отметил Гил. - Большинство городов в течение последних 30-40 лет строилось неправильно. Они неустойчивы с точки зрения экологии, неустойчивы экономически, не способствуют физическому и душевному здоровью, за исключением некоторых отдельных случаев. Нам нужно будет радикально изменить свой подход. Различия на самом деле нас объединяют. Я создал некоммерческую организацию 8–80 Cities, основная концепция которой заключается в следующем. Что бы мы ни делали в городе – парк, школу, библиотеку, скамейку – все должно одинаково подходить как 8-летним детям, так и 80-летним людям. Нужно прекратить строить города, которые подходят только здоровым людям, которым 30 лет. Это сложно и это возможно.