Стас Намин: «То, что в России называется рок-музыкой, развивается по особым внутренним законам»
О «ЦВЕТАХ» КАК РОК-ГРУППЕ
— Ну, прежде всего надо понимать, что термин «рок-музыка» каждый понимает по-разному. Кто-то даже «Битлз» не считает рок-музыкой, а кто-то уверен, что настоящая рок-музыка — это попсовый хэви-метал на трех аккордах, где громко играют и трясут гривами. Поэтому я бы поосторожнее классифицировал жанры. Но то, что в России называется рок-музыкой, развивается по особым внутренним законам. Он не интернационален и понятен только нам.
Если говорить о «Цветах», то мы принципиально отличаемся от других наших групп. У нас с самого начала было влияние «Битлз», поэтому нет, как у других, одного лидера, пишущего песни и исполняющего их, тогда как остальные музыканты, по сути, лишь ему аккомпанируют. У нас всегда было два или три вокалиста –– совершенно разных, но при этом составляющих лицо группы. И на новом витке жизни, последние 20 лет, мы не поменяли этот принцип. Песни пишу в основном я, но аранжировки мы делаем все вместе. Это ярко выраженное коллективное творчество, когда каждый музыкант — неотъемлемая часть группы. И музыка, и образ группы зависят не от одного человека, а от всех вместе и каждого в отдельности. Это как раз и было рецептом «Битлз».
О СОВРЕМЕННОМ РОКЕ
— Мне кажется, сегодня рок-музыка в основном стала какой-то беззубой — не реагирует ни на политику, ни на социальную жизнь, даже на войну. Не знаю, может, это такая трансформация жанра в развлекательный поп… Тот рок-н-ролльный драйв, который должен быть в рок-музыке, судя по всему, перешел к рэпу. Рэперов действительно волнует, что происходит с ними и вокруг них, и они заявляют об этом открытым текстом.
Даже лучшие представители рока в России — а их я могу перечислить на пальцах одной руки — не очень нужны народу и проигрывают в популярности эстраде и авторской песне.
В искусстве вообще нельзя говорить о том, что кто-то в чем-то виноват. Каждый делает, что может и хочет, и никому ничем не обязан. А то, что рок-музыка не прижилась в России, думаю, вопрос не к музыкантам, а к зрителям.
О ГЛАВНОМ КОМПОНЕНТЕ РОКА
— Наверное, какая-то внутренняя свобода — единственный критерий, который я могу сформулировать навскидку. Она выражается и в текстах, и в музыке, и даже в одежде и манере себя вести.
О ВЕЛИКИХ РОКЕРАХ
— Если бы такой вопрос задали Фрэнку Заппе или Джону Леннону, они просто посмеялись бы. Вот и мне ничего не остается, кроме как улыбнуться вам в ответ. Я бы назвал рокерами Пушкина и Хлебникова, как бы странно это ни звучало. А вместе с ними и всех русских футуристов начала XX века. И художники, и поэты, и музыканты тогда сделали культурную революцию, а для этого нужно иметь рокерский драйв.
О МУЗЫКЕ «ЦВЕТОВ» ДЛЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ
— Тогда нас запрещали во всем, не давали ничего записывать и тем более издавать. И когда мне предложили что-то написать для мультфильмов, я даже не вникал в сюжеты, просто сочинил музыку. Какую именно, сейчас уже не помню. Трудно объяснить современным людям, которые не жили в те времена, насколько абсурдны были тогда запреты.
(Андрей Туманов, «Известия», 19.11.2019)