Рецензия на фильм Артёма Темникова «Кровь»: Приключения Каина и Авеля в современной Москве
Оценка: 8 из 10
Философская драма выйдет в российский прокат 21 ноября 2019 года. Режиссёр: Артём Темников. В ролях: Александр Новин, Анастасия Клюева, Юрий Николаенко.
Валерий и Вадим Ромеевы – родные братья. Но между ними практически нет ничего общего. Старший Вадим пытается культивировать в себе сильного душой и телом сверхчеловека, не нуждающегося в людском участии. Младший Валерий – талантливый художник, главная надежда семьи.
Повзрослев, братья так не стали ближе друг другу. После переезда из маленького шахтерского городка на Востоке Украины в Москву они пошли диаметрально противоположными путями. Вадим сублимировал свои тоталитарные наклонности в производство компьютерных игр весьма специфического содержания. Валерий, вылетев из художественного училища, вынужден перебиваться случайными заработками в качестве арбатского уличного художника. К тому же между ними по-прежнему стоит красивая девушка Лина, в которую оба влюблены с детства, а, стало быть, конфликт неминуем.
«Кровь» снята по мотивам повести Валерия Былинского, написанной в 1996 году. Писатель известен как один из лидеров метафизического реализма в литературе, а значит, от экранизации стоит ожидать притчевого начала, насыщенной символики, фантасмагорических подробностей и перекличек с мировой мифологией. Фильм оправдывает ожидания сполна, но распутывать этот узел оказывается намного сложнее и увлекательнее, чем можно себе было предположить заранее.
Фильм построен по принципу матрешки: мытарства Валерия, на котором сфокусировано основное внимание режиссёра, постоянно перебиваются сценами из его детства, а вся эта сложносочиненная конструкция, в свою очередь, заключена в кровавую (как это, собственно, и обещано в названии) композиционную раму.
По аналогичному принципу в фильме множатся и наслаиваются культурологические ассоциации. Сначала «кровь» понимается в родовом смысле: братьям суждено либо оправдать, либо посрамить надежды своих предков. В фильме также явственно ощутимы почвеннические мотивы, а сочетание «кровь и почва» было составной частью фашистской идеологии. Создатели фильма изящно подводят к ней зрителей – чтобы тут же развенчать в эффектной сцене презентации новой «игрушки» Виктора в неофашистском антураже.
В конечном счете, история двух братьев проецируется на библейское повествование о Каине и Авеле, а также на античное сказание о Ромуле и Реме (отсюда и фамилия Ромеевы, актуализирующая «римскую» тему). Этот дуальный архетип действительно многое объясняет, но в фильме о нём заявлено настолько декларативно, что складывается впечатление: нас пытаются увести по ложному следу. При всем обилии «гиперссылок», «Кровь» имеет непредсказуемый финал и оставляет больше вопросов, чем ответов. Поэтому, видимо, после просмотра есть смысл непременно прочитать роман Валерия Былинского, если вы ещё этого не сделали.
Денис Ступников,InterMedia