Shutterstock/Fotodom

Рецензия: документальный фильм «Чак Берри»

Оценка: 8,5 из 10.

Документальный фильм «Чак Берри» (2019, режиссёр Джон Брюэр) был показан Первым каналом в ночь на 23 ноября 2019 года.

Один из основоположников рок-н-ролла Чак Берри скончался в марте 2017 года в 90-летнем возрасте. Легендой он стал ещё в конце 50-х, когда были записаны его главные хиты - «Johnny B. Goode», «Maybellene», «Roll Over Beethoven», «Rock and Roll Music», «You Never Can Tell» и др.; уже лет через двадцать эти песни воспринимались классикой рок-н-ролла, эталонами жанра. Казалось, что они были всегда, а то, что их автор жив, здоров и гастролирует, с трудом укладывалось в голове. Рок-энциклопедии ставили Чака Берри на одну полочку с другими родоначальниками рок-н-ролла - Элвисом Пресли, Биллом Хейли, Джином Винсентом, Бадди Холли. В отличие от перечисленных богоподобных родоначальников, Чак был легендой, но живой. Я даже видел его утиную походку на сцене ГЦКЗ «Россия» - так и не поверив до конца в реальность происходящего: зрелище спустившегося с небес бога всегда вызывает подобное смятение.

Документальный фильм Джона Брюэра был снят по инициативе вдовы, детей и внуков Чака Берри. Семья многое рассказала на камеру про Чака... То есть не про Чака, а про Чарльза Эдварда Андерсона Берри: богом рок-н-ролла он был только на сцене, а дома превращался в дедушку Чарльза, прожившего с одной женой 69 лет и с удовольствием занимавшегося семейными делами. Романы с белыми женщинами? Они могли быть у рок-звезды Чака Берри, а Чарльз, по выражению мудрой Теметты Берри, «не брал работу на дом». Вот и ответ на вопрос, как он относился к статусу живой легенды. Чак Берри знал себе цену, но не забывал время от времени слезать с трона. Иногда его снимали оттуда насильно: Чака трижды сажали в тюрьму, чрезмерно строго, по мнению семьи, наказывая, например, за неуплату налогов.

История жизни Чака Берри в документалке показана в хронологическом порядке: некоторые моменты, не оставившие видеосвидетельств, режиссёр воссоздал с помощью стильных реконструкций, но и без них картина выглядит вполне объёмной. О человеке рассказывают родственники и друзья, о музыканте и его значении для истории - многочисленные коллеги, от Элиса Купера до Джина Симмонса. При этом никому из них не удаётся впасть в пафос: Чак оказывается в их рассказах вполне земным, довольно едким человеком со своеобразными привычками. Но под его песни 60 лет назад американская молодёжь танцевала вместе, невзирая на расовую сегрегацию, «битлы» и «роллинги» сочиняли свою музыку под влиянием Берри, фильмы «Назад в будущее» и «Криминальное чтиво» немыслимы без шедевров Чака. На его месте многие сошли бы с ума от осознания собственной значимости, он же позволял себе лишь небольшие милые странности: подшучивал над коллегами, внезапно меняя тональности во время совместных выступлений, ездил на гастроли без ансамбля, предполагая, что на месте наверняка найдутся сессионные музыканты, знающие репертуар Чака Берри, и не выходил на сцену, не положив в гитарный кофр концертный гонорар - непременно наличными.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости