обложка книги

Рецензия на книгу: Владислав Мисевич - «Песняры. Я роман с продолженьем пишу...»

2018, издательство «Кабинетный учёный»

Оценка: 7,5 из 10.

Автор книги - заслуженный артист БССР, один из участников первого состава ансамбля «Песняры», а ныне самый возрастной музыкант «Белорусских песняров». Сам себя Владислав Мисевич кое-где иронично именует «носатым из «Песняров» и в целом довольно скромен в оценке своих музыкальных способностей - при этом вышедший увесистый том стал не только его личными мемуарами, но и самой масштабной творческой биографией ВИА «Песняры». У Мисевича великолепная память - он подробнейшим образом описывает своё оренбургское детство, Суворовское училище, военный оркестр, переезд в Минск, какие-то обиды и радости... Впрочем, что тут удивительного: детские воспоминания всегда особенно ярки, это уже потом события сливаются в памяти в быстро мелькающие картинки. Но в этой книге подобного не происходит: работа в «Песнярах» тоже описана с откровенностью и обстоятельностью, неожиданной для участника группы, дававшей в лучшие годы по 90 концертов в месяц.

Гастрольный досуг «Песняров» характеризуется в книге несложной формулой «бабы и водка»; Владислав Мисевич, почитав воспоминания Кита Ричардса, пришёл к выводу, что «у них было всё то же самое». С небольшим, но существенным различием: советским артистам «всё это» было запрещено, поэтому приходилось выкручиваться. Некоторые гастрольные байки попали в книгу.

Но отнюдь не они занимают в издании главное место. Наибольшее наслаждение Мисевич всю жизнь испытывал от музыки, ей и посвящена львиная доля страниц. Подготовка новых программ, тонкости аранжировок, работа с фольклорным материалом - обо всём этом Владислав Людвигович вспоминает с большим количеством деталей и видимым удовольствием. При этом он осознаёт, что для основной части публики «Песняры» ассоциируются с «Вологдой» (см. название книги) и «Беловежской пущей», но сам уделяет этим песням самое минимальное внимание. Зато для рассуждения о «песняровских» «рок-операх» и скрупулёзности работы над фольклором и «патриотикой» он не жалеет чернил. В какой-то момент карьеры «Песняры» многими воспринимались как карикатурные усачи в кафтанах с псевдофолковым репертуаром - так вот, Мисевич очень убедительно объясняет, что изнутри это выглядело совсем не так: люди горели своим делом и фонтанировали идеями. Книга даёт ответ на интригующий вопрос, как это свердловчанину Владимиру Мулявину и ансамблю, большинство участников которого не говорили по-белорусски, удалось чуть ли не с нуля создать белорусскую национальную эстраду.

Владислав Мисевич пристрастен, моментами полемичен, но старается сохранять объективность, говоря об оппонентах. Так, несмотря на разногласия с Леонидом Борткевичем, он здраво оценивает его вокальные данные. Ну а Мулявина Мисевич считает гением, подчёркивая это даже тогда, когда говорит о недостатках руководителя «Песняров», приведших к расколу ансамбля. История известная, но в книге Владислав Людвигович пересказывает её, уже не давая воли эмоциям. Сожалеет он лишь о том, что они с Мулявиным не успели помириться.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости