German Films-2019: Что смотреть на 18-м фестивале немецкого кино?
18-й фестиваль немецкого кино пройдет в Москве с 27 ноября по 4 декабря 2019 года. Наш гид по фестивалю поможет не упустить самые примечательные картины.
Лейтмотивом предстоящего фестиваля станет тридцатилетняя годовщина падения Берлинской стены. Этому сюжету посвящены студийная трэш-комедия «25 км/ч», «голливудская» мелодрама «Фабрика грёз», открывающая смотр, и «Просто пространство» ― кинематографическое размышление о природе пространства через призму истории коммуны сквоттеров, расположившейся посреди капиталистического Берлина.
Другой магистральной темой стали сюжеты постколониального европейского мира в поисках справедливости, братства и равенства: от террористической угрозы до ущемления угнетаемых идентичностей. Об этом повествуют феминистическая драма «Всего лишь женщина», политический триллер «Взрослые игры» и историческое полотно «Клуб поющих мясников» о жизни немецких эмигрантов в Америке от режиссера классической картины «Мы дети станции Зоо» Ули Эделя. На показе в качестве приглашенного гостя выступит сам автор фильма.
Фестиваль не обошел стороной и популярный нынче в сфере искусства жест «обращения к корням», а также темы экологии и природы. В 3,5–часовой документальной картине «Родина – это место во времени» развивается самобытное видение истории Германии и окружающих ее сегодня событий. В не менее масштабном по замыслу полотне «Россия с неба» демонстрируются красоты уже нашей Родины под чарующий голос великого и ужасного Джона Малковича. В производстве фильма приняли участие две страны – Германия и Россия. Картина продолжает логику предыдущей работы режиссеров Петра Хёфера и Фредди Рёкенхауса – документального сериала «Германия с неба». Помимо этого, тему экологии в буквальном смысле «для самых маленьких» развивает фильм режиссёра Мартина Тишнера «Исследователь Тоби и тайна нашей планеты».
Отдельный интерес представляют две ленты, наиболее тяготеющие к тому, что обычно называют арт-хаусным кинематографом. «Прелюд» и «Ночь прекрасна» ― две визуально уникальные и в то же время одинаково затрагивающие тему музыки художественные драмы, осмысляющие периоды надлома и личностного «расщепления» в человеческой жизни.
О детстве повествуют две жанрово противоположные картины: семейная комедия «Мальчику нужен свежий воздух» и историческая драма, происходящая в послевоенной Германии, «Урок немецкого».
Для любителей байопиков в рамках фестиваля пройдет показ богатого на призы фильма «Гундерманн», рассказывающего историю пролетария, фронтмена рок-группы и тайного сотрудника Министерства государственной безопасности ГДР Герхарда Гундерманна. К нему примыкают два киносеминара сценаристки Лайлы Штилер в Московской школе нового кино с профессиональным разбором фильма (28 ноября) и сценарной лабораторией (2 декабря), а также Q&A в Формуле кино Горизонт с ней же и Конни Гундерманн – вдовой главного героя картины (29 ноября).
Едва ли не самым завораживающим событием фестиваля предстанет показ сборника короткометражных работ молодых авторов «Next Generation Short Tiger», тематическое и формальное разнообразие которого приоткрывает противоречивую сущность современного европейского кинематографа.
В остальном же предстоящий фестиваль – не что иное как образцово-показательное постмодернистское событие, призванное как минимум разъяснить среднестатистическому (не)европейцу, что его взгляды до сих пор европоцентричны и почему их стоит пересмотреть. Предоставим зрителю определить самому, насколько подобная практика деятельна в сфере кинематографа и/или искусства в целом. Так или иначе, отдельными картинами насладиться она точно не воспрепятствует.
Анна Стрельчук, InterMedia