Рецензия на фильм Альфонсо Гомес-Рехона «Война токов». Как стать гением, если ты – Камбербэтч
Оценка: 6 из 10
В широкий прокат фильм выходит в России 5 декабря 2019 года. Режиссер: Альфонсо Гомес-Рехон. В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Майкл Шеннон, Том Холланд, Николас Холт, Кэтрин Уотерстон и другие.
«Война токов» – это биографическая картина. Конец 19-го века, в США разворачивается противостояние между двумя великими инженерами, заложившими основу для новой, электроэнергетической промышленности. Томас Эдисон мечтает осветить весь мир и готов перебирать стога сена в поисках той иголки, которая ему в этом поможет. Он использует только безопасные технологии, отказывается от военных контрактов, ему в целом противна мысль о том, чтобы навредить другому человеку. Его конкуренты не столь разборчивы в средствах – зато лучше знают математику и экономику, а потому понимают, как обставить гения в назревающей гонке за освещение американских городов.
С точки зрения обывателей, плохо знакомых с историей вопроса, война токов прочно ассоциируется с борьбой между «плохим» Томасом Эдисоном и «хорошим» Николой Теслой. Оно и понятно – победили в результате технологии, придуманные сербским иммигрантом, тогда как имя Эдисона порой фигурирует в СМИ в качестве примера человека, занимающегося черным пиаром и патентными судами. Да и сама фигура этого сумрачного гения по сей день остается достаточно мутной, чтобы относиться к нему плохо. Основная часть борьбы, тем не менее, пришлась на Эдисона, который использовал безопасный постоянный ток, и Джорджа Вестингауза, предложившего более дешевый и эффективный с точки зрения распространения переменный ток.
«Война токов» – картина из тех, что показывают битву гениальных умов. В нем совершенно нет какого-то развития характеров или того, что принято сейчас называть арками персонажа. Вместо этого герои разгадывают загадки физики и пытаются предсказывать ходы своих противников. Фильм показывает гениев-мечтателей за работой – при этом в нем практически нет какой-то драматургии – это чистой воды биография, местами приукрашенная. В кои-то веки Эдисон показан в произведении массовой культуры не злодеем, а Тесла, хоть и фигурирует, но в общей сложности на экране его мы видим минут пятнадцать. Будет ли на это интересно смотреть – вопрос уже спорный. Актерам здесь практически нечего играть – они просто пересказывают сценарий. Даже смерть жены Эдисона здесь не вызывает эмоций ни у зрителей, ни, кажется, у самого персонажа. Бенедикт Камбербэтч играет типичного гения, видящего мир вокруг яснее остальных, при этом и Хокинг, и Тьюринг, и Холмс в его исполнении были куда интереснее.
Харви Вайнштейн, что ни говори, но понимал в хорошем кино. По крайней мере, многие критики подмечали, что версия «Войны токов», показанная на кинофестивале в Торонто в 2017 году, цепляла куда сильнее. К сожалению, после скандала с сексуальными домогательствами фильм был перемонтирован, да так, что фамилия продюсера и вовсе исчезла из титров. Зато остался Тимур Бекмамбетов и добавился Мартин Скорсезе.
Новую версию нельзя назвать неудачной – это отличный пример небольшой костюмной исторической драмы из разряда тех, что почти не осталось на большом экране, – такие фильмы все чаще сразу уходят на ТВ или стриминговые видеосервисы. Она интересна разве что с точки зрения взгляда на эпоху – этот прекрасный период времени, когда множество гениев решают сложные задачи, результат которых, тем не менее, понятен и заметен любому обывателю. Однако из-за отсутствия драматургии, изменений характеров и хоть какого-то конфликта помимо чисто экономического фильм смотрится блекло – даже «Профессор и безумец» (локализованные для российского проката как «Игры разумов») про создание словаря смотрелись в разы интереснее и живее. А на «Войну токов» придут разве что фанаты Камбербэтча и студенты физфака, которым лень читать учебники.
Павел Соломатин,InterMedia