Рецензия на фильм Кристофа Оноре «Одной волшебной ночью»: Парижанка
Оценка: 8,5 из 10
Французская мелодрама «Одной волшебной ночью» компании ПРОвзгляд вышла на российские экраны 12 декабря 2019 года. Режиссёр: Кристоф Оноре. В ролях: Кьяра Мастроянни, Бенжамин Биолэй, Венсан Лакост, Камиль Коттен, Коля Абитебул и другие. Кьяра Мастроянни получила за роль в картине награду «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля-2019.
«Вы себе представляете парижских женщин?», — спрашивал некогда Маяковский. Кристоф Оноре в фильме «Одной волшебной ночью» даёт ответ, уместный сегодня, когда вопросы гендерной принадлежности стали острее, а за плечами среднестатистического европейского зрителя уже имеются сексуальная революция и посттравматический синдром мировых войн. На повестке – пост-колониализм, пост-гуманизм (второй как никогда настойчиво шепчет, что размножаться более не стоит), а также другие «пост». В общем, быть человеком стыдно, а «женщиной» – неинтересно.
Мария (Кьяра Мастроянни) — дама глубоко среднего возраста, которая не перестаёт менять партнёров (причём вдвоё моложе её) как перчатки. И все бы ничего, но вот только она замужем, а её муж старой формации Ричард (Бенжамин Биолэй) не способен понять, что сегодня адюльтер – больше не страшное предательство, а невинное развлечение. Полигамия – не приговор, но банальная данность жизни, не заслуживающая ни грамма нервов и внимания уважающей себя женщины 21 века. Повздорив с мужем, парижанка Мария, дабы собраться с мыслями, отправляется ночевать в отель через дорогу, в комнату с завораживающе палиндромическим номером 212.
Пространство в фильме Оноре сжимается до предела – стандартный парижский quartier. В нем два дома, а точнее два окна, подернутых декадентской поволокой. В них же и заключено все действие фильма. Это не Париж, но само время, где привычно горизонтальную перспективу линейного хроноса сменяет вертикальная. Она как бы разрывает событие изнутри, разлагая его на внутренне присущие ему острия настоящего времени. Так, разговор с призраками прошлого в фильме Оноре – не просто магический реализм, фантазия на тему или выдумка. Жизнь Марии здесь предстаёт как сосредоточие не субъективных (воображаемых) точек зрения в одном и том же мире. Молодой муж Марии из «настоящего прошедшего» в исполнении Венсана Лакоста встречается с Ричардом из «настоящего настоящего». Сама Мария взаимодействует не только с гостями из минувшего времени, но и с фантомами из не наступившего (но одновременно и призванного совершиться на наших глазах) будущего. В эту бесконечную ночь она встретит Ирен (Кароль Буке) – первую любовь и преподавательницу музыки ее мужа, постаревшую на 20 лет и нашедшую покой в глубине песчаных просторов Аркашона, складно контрастирующих с диковинными снежными дюнами непривычно нарядного рождественского Парижа.
Это коллективное безумие существует в промежутке между объективным и субъективным временем, иногда обрушая их границы. Дезактуализированная (не)возможность преследует зрителя практически в каждой сцене, обращаясь то в череду незамысловатых метаморфоз по принципу «чем живее, тем лучше», то в средоточие гротескных ситуаций. Разговоры плавно переходят в посиделки за бокалом французского вина, затрагивающие обречённость любви, существующей как воспоминание, и сладкую красоту жизни.
В итоге Кристофу Оноре, так много снимавшему о сексе, Франции и жизни богемы, наконец удалось создать нечто большее, чем просто фильм о французской богеме, занимающейся сексом, даже с учётом того, что при первом приближении зритель ничего сверх этого и не разглядит.
Анна Стрельчук, InterMedia