Рецензия на фильм Ладжа Ли «Отверженные»: Тренировочный день в Монфермее
Оценка: 7 из 10
Французский триллер «Отверженные» выходит на российские экраны 19 декабря 2019 года. Режиссёр: Ладж Ли. В ролях: Дамиен Боннар, Алексис Маненти, Джибрил Зонга и другие. Фильм был официально отобран Францией в качестве национального претендента на премию «Оскар».
Ладж Ли, французский режиссёр родом из Мали, очень долго созревал к своему полнометражному игровому дебюту. Более десяти лет он следил за социально-политической жизнью Парижа и его пригородов, принимал участия в различных общественных движениях и снимал на эту тему короткометражные фильмы – сначала документальные, а затем в 2017 выпустил первый игровой, получивший название «Отверженные». Именно из него и вырос полный метр, который в этом году на Каннском кинофестивале удостоился почётного приза жюри. Картина получилась актуальной и злободневной не только для сегодняшней Франции, но и в частности будет неплохо, если её увидят и в России, поскольку события фильма частично отражают и нашу действительность.
Главной герой, полицейский Стефан (Дамиен Боннар), переводится в подразделение по борьбе с преступностью в пригород Парижа Монфермей, где развивались события эпического романа Виктора Гюго «Отверженные». Познакомившись со всеми в участке, Стефан вместе с двумя своими коллегами отправляется патрулировать улицы на служебном автомобиле. Очень быстро мы понимаем, что между троицей полицейских выстраивается динамика отношений прямо как в «Тренировочном дне» Антуана Фукуа: Стефан весь такой праведный, зелёный и до сих пор верит в праведность соблюдения буквы закона, как персонаж Итана Хоука. Его старшие коллеги, Крис (Алексис Маненти) и Гуада (Джибрил Зонга), эдакие прожжённые, матёрые «дензелы вашингтоны», которые больше не считают закон последней инстанцией.
У них есть свои люди на улицах, в различных бандах их знают, некоторые даже боятся. Например, мирно стоящие девушки на остановке, к которым Крис и Гуада решают подкатить, используя свои должностные полномочия. Но что было невозможно в «Тренировочном дне» 2001 года, возможно в фильме 2019-го: пролетающий рядом дрон подростка, подглядывающего с его помощью за девчонками во многоэтажках, случайно заснимает действия полицейских.
Кино Ладжа Ли, конечно же, не только о полицейском беспределе, немалую роль во всём происходящем играет огромный этнографический разброс населения города (тема, знакомая любой крупной европейской столице). Параллельно события фильма развиваются в сторону нарастающего напряжения уличных банд. У цыган, владеющих цирком, крадут львёнка – они уверены, что это дело рук мэра и его банды, поскольку один из цыган видел, как именно чернокожий утаскивал животное. А мэр Монфермея как раз чернокожий и у него огромная банда. Но они не крали его, а считают, что это дело рук мусульман, которые уверены, что когда лев рычит, он произносит «О, Аллах!».
В общем, воздух в парижском пригороде накаляется, что достаточно чутко отражает режиссёр с помощью подвижной динамичной камеры, создающей эффект документальной съёмки. «Отверженные» больно надавливают на социально-политический нерв Франции, которую в последнее время очень часто терзают забастовками, митингами и потасовками с участием полицейских. Но Ладжу Ли не хватает пока что опыта возвысить своё кино над уровнем только лишь социального высказывания – диалоги звучат претенциозно, попытки вступить на жанровую территорию выглядят слишком робкими, а выразительности актёров не хватает, чтобы поддерживать неистовую режиссёрскую энергетику, отрицать которую попросту невозможно.
Вадим Богданов, InterMedia