Рецензия на фильм «Звездные войны: Скайуокер. Восход»: Чуи, ты в порядке?
Оценка: 7 из 10
В широкий прокат фильм выходит в России 19 декабря 2019 года. Режиссер: Джей Джей Абрамс. В ролях: Адам Драйвер, Дэйзи Ридли, Джон Бойега, Кэрри Фишер, Марк Хэмилл, Иен Макдермид, Оскар Айзек, Донал Глисон, Билли Ди Уильямс.
Сага о Далекой-Далекой Галактике плавно подходит к концу. На видеосервисе Disney+ уже стартовал сериал «Мандалорец», где-то на горизонте маячит ещё один про Оби-Вана Кеноби, но на большом экране, кажется, мы уже не увидим «Звездные войны» в ближайшие годы. Оно и к лучшему – франшиза явно зачастила, перестала удивлять (в хорошем смысле, не так, как «Последние джедаи») зрителей и стала терять свое лицо, превращаясь в очередной бесконечный сериал, в котором супергероев заменили люди, обладающие Силой.
Война между Сопротивлением под началом генерала Леи и Первым Орденом, возглавляемым Кайло Реном, продолжается. Из глубин неизведанной части космоса доносится сигнал от Палпатина, а вместе с сигналом поднимается огромная армада космических кораблей. Кайло Рен и Рэй, девушка без прошлого, влекомы Силой. Они ненавидят друг друга, хотя и связаны Силой вместе, и оба сомневаются в том, что выбрали правильную сторону. Окончание войны совершенно невозможно, пока они не разгребут множество накопившихся личных противоречий.
Первую часть сверхновой трилогии, запущенной в 2015 году, некоторые фанаты охарактеризовали высказыванием «Чуи, мы дома», очевидно, подчеркивая, что режиссеру удалось выдержать атмосферу и стиль оригинальных фильмов Джорджа Лукаса. Второй фильм Райана Джонсона, скорее, вызывал немой вопрос «Чуи, где мы?». Завершение трилогии явно попытались сделать чуть менее радикальным в своих изменениях франшизы, хотя оно, возможно, заставит фанатов в растерянности кричать «Чуи, ты в порядке?!». Все-таки подобные циклы и саги лучше поручать одному исполнителю, чтобы зритель не испытывал мучений из-за полной смены стиля, духа, канона или всего этого сразу.
Джей Джей Абрамс сумел в фильме «Скайуокер. Восход» выполнить, пожалуй, самую важную задачу – достойно завершить франшизу. Причем не только трилогию, но и в целом всю сагу Джорджа Лукаса. Однако на фоне заключительной части внезапно осознаешь, что Райан Джонсон (постановщик «Последних джедаев», а также ряда хороших фильмов), не такой плохой режиссер и сценарист, как о нем отзывались фанаты «Звездных войн».
С одной стороны, «Скайуокер. Восход» почти полностью лишен экспозиции – сумбурная завязка всем своим существованием показывает, что рассчитана только на поклонников, ждущих фильм. Она почти не объясняет ничего тем зрителям, кто случайно оказался в зале, надеясь пожевать попкорн, глядя очередной блокбастер. Кроме того, фильм почти полностью повторяет ключевые повороты из шестого эпизода Джорджа Лукаса.
Сравнения с «Последними джедаями» напрашиваются по ходу просмотра сами собой. Райан Джонсон уделял много внимания второстепенным персонажам и сюжетным линиям – пожалуй, слишком много, сделав фильм перегруженным. Но это позволило создать несколько интересных персонажей, раскрыв их с новой стороны. Если в первом фильме Абрамса Кайло Рен выглядел жалкой копией Дарта Вейдера, то в «Последних джедаях» из него вышла полноценная личность. В заключительном фильме персонажу вновь был уделено печально мало экранного времени, отчего весь его образ свелся к типичным клише о мятущихся персонажах. Генерал Хакс в этой части и вовсе превратился в полное посмешище.
Можно не любить «Последних джедаев» по большому числу вполне обоснованных причин, но там была хотя бы одна красочно поставленная экшен-сцена – битвы Рей и Кайло с элитными гвардейцами Сноука. В последней части ничего столь запоминающегося не будет и близко – это касается и хореографии на световых мечах, и умения поставить красивую картинку, и финального столкновения космических кораблей – экшен весь фильм выглядит очень пресно.
В целом в финальном эпизоде много роялей в кустах, много фансервиса, а мотивация некоторых персонажей сводится к банальному «я его ненавижу». При этом фансервис рассчитан на тех зрителей, кто уж очень хорошо знает франшизу, а потому на массовую аудиторию работать не будет. Фанаты же с таким скепсисом встречают современные «Звездные войны», что выжать из них слезу какой-то крупной отсылкой или значимым возвращением не выйдет. Зато сразу становится понятно, зачем надо было выпускать так много приквелов/спин-оффов (даже два фильма в данном случае – уже много). Помимо очевидной причины – чтобы наполнить денежные мешки до краев – фильмы серии «Звездные войны: Истории» нужны, поскольку широкая масса зрителей, не являющихся ярыми фанатами, без них просто забыла бы о некоторых важных сюжетных сценах и персонажах, которые присутствовали и в спин-оффах, и сыграли свою роль в заключительном эпизоде.
Тот факт, что в «Скайуокер. Восход» вернется Палпатин, был известен давно – сначала персонажа слили на одном из постеров, окончательно это стало ясно, когда в актерский состав был принят Иен Макдермид – исполнитель той же роли в фильмах Джорджа Лукаса. При этом тот рояль в кустах, с помощью которого Палпатина привязали к остальным сюжетным линиям, вызывает вовсе не умиление и восторг, как, скорее всего, ожидали авторы, а громкий хохот, доносящийся одновременно со всех концов зала. Хотите узнать, как превратить «Звездные войны» в «Санта-Барбару»? Спросите Абрамса.
Не будем спойлерить, каким образом покойный Палпатин вернется к жизни в этом фильме (фанатских теорий на сей счет великое множество), но подход режиссера говорит о том, что снимать что-нибудь по франшизе Warhammer 40000 ему было бы куда сподручнее. Выглядит так, словно вдохновлялся он именно этой космической вселенной, а вовсе не «Звездными войнами».
Джей Джей Абрамс хорошо знает, когда пора остановиться и как заканчивать сюжетные линии – сериал «Остаться в живых» тому лучший пример (сарказм). Впрочем, в любом случае, что простые зрители, что преданные фанаты саги, все останутся довольны концовкой – она выдержана в нужном тоне, чтобы считаться завершением всей истории Скайуокеров. За одно это уже можно простить фильму его недостатки. Но после финальных титров все-таки очень хочется попросить Боба Айгера наконец остановиться.
Павел Соломатин, InterMedia