Рецензия: документальный фильм «Билл Уайман. Самый тихий из Роллингов»
Оценка: 8 из 10.
Документальный фильм «Билл Уайман. Самый тихий из Роллингов» (режиссер и сценарист - Оливер Мюррей) показал Первый канал в ночь на 21 декабря 2019 года.
Наличие в сетке канала ночных музыкальных документалок и само по себе вызывает удивление - уж слишком контрастирует этот контент с политическими ток-шоу, участники которых подбираются по принципу «оручести», распятыми мальчиками и испанскими диспетчерами. В интернетах даже популярна наивная теория, что продюсеры Первого показом этих фильмов пытаются поправить карму, очень испорченную пропагандистскими передачами.
Но если оставить карму за скобками и представить себе телевидение здорового человека, подбор документальных фильмов для пятничных вечеров всё равно выглядит загадочно. Две ленты были посвящены Дэвиду Боуи, ещё одна - группе Def Leppard. Это явно не самые любимые для российских меломанов персонажи, тем не менее зрителям предлагаются обстоятельные рассказы про них. Или вот фильм про экс-басиста Rolling Stones Билла Уаймана. Почему про него? «Самый тихий» и самый старший из «Роллингов» покинул группу 26 (!) лет назад, стал первой британской рок-звездой, достигшей пенсионного возраста, и вполне удовлетворён тем, что про него вспоминают нечасто. В Rolling Stones, кстати, его никто не заменил: с уходом Уаймана состав обозначается четырьмя фамилиями (Джаггер/Ричардс/Вуд/Уайт), а о том, что на басу в группе теперь играет Дэррил Джонс, в курсе только знатоки. То есть примерно те же люди, которых реально интересует, чем занимаются рок-звёзды на пенсии и как Уайман в здравом уме мог бросить шоу-бизнес. Полагаю, что таких немного, и особых рейтингов показы подобных фильмов телеканалу не делают.
Впрочем, это, видимо, не для рейтингов, а для истории. Вообще идея создания документалки про Уаймана появилась после того, как музыкант решил обнародовать свои архивы. А там, мягко говоря, было что обнародовать. В отличие от своих коллег по группе, биографии которых вполне соответствуют формуле «секс, драгз, рок-н-ролл», Билл не подружился с наркотиками, зато вёл дневники, много снимал на кинокамеру и не изменял своей привычке всё документировать. Кроме того, он был заядлым коллекционером примерно всего. Свой рассказ Уайман ведёт из комнаты, похожей одновременно на музей, картотеку и библиотеку - там аккуратно разложены диковинные артефакты и документы эпохи. В ленте активно используются кадры из видеоархивов Билла, а тема его затворничества изящно подчёркивается несложным приёмом - в начале фильма он сидит к камере спиной, и лишь ближе к финалу зритель сможет увидеть, как сейчас выглядит 83-летний музыкант.
Фильм - не рассказ про Уаймана, а рассказ Уаймана о себе и о времени. Благодаря этому вместо стандартного «рокьюментари» получился весьма непривычный взгляд на историю Rolling Stones. Так что лента рекомендуется к просмотру даже тем, кто не помнит фамилию бывшего басиста группы. Не слишком эмоционально, но откровенно и подробно Билл Уайман излагает, казалось бы, знакомые факты, но с нестандартного ракурса. «Тогда было непонятно, кто в этот день будет на студии, а кто в тюрьме», «Мик и Кит начали ссориться не пойми из-за чего, и мы шесть лет не выступали», - невозмутимо рассказывает музыкант, которому всегда удавалось совмещать рок-карьеру с жизнью обычного человека. В конце концов человек победил в нём рок-звезду, и в этом для Уаймана не было никакой позы или драмы.
Алексей Мажаев, InterMedia