Рецензия: «Сплин» - «Тайком»
2019, «Сплин»
Оценка: 7,5 из 10.
От Александра Васильева и группы «Сплин» не следует ждать каких-то экспериментов: даже если они будут варьировать музыкальные инструменты и усложнять аранжировки, это всё равно будет крутиться вокруг поэтической и композиторской манеры лидера. Хорошо знакомой, но до сих пор не набившей оскомину многочисленным поклонникам коллектива. Собственно, это тот же случай, что и с Борисом Гребенщиковым: в его группе могут играть разные люди, группа даже не обязательно должна называться «Аквариум», и саунд может меняться, но в центре останется голос и харизма БГ - и это у аудитории вызывает не скуку, а восторг. Вот Александр Васильев в новом мини-альбоме «Сплина» в соответствии с наказом из собственной песни гнёт свою линию: поклонники будут довольны всем, кроме хронометража, а остальные и включать не станут. Ну, или включат, чтобы немного поворчать на тему «сколько можно петь одну и ту же песню».
Не относясь ни к фэнам, ни к хейтерам «Сплина», ваш рецензент по ходу прослушивания ЕР постарался войти в положение и тех, и других. Начало диска должно сильно отпугнуть ненавистников группы: песни «Воздушный шар» и «Тайком» выглядят настолько типичными для Васильева, что чудится, будто их забыли выпустить на прошлом альбоме. И даже поэтические строки не слишком глубоки, автор грешит повторениями одной и той же фразы, концентрируясь на важном для автора образе фонарей. Струнный инструментальный финал напоминает об аранжировках «Аквариума», но не кажется органичным для «Сплина».
Но уже в следующем треке команда опровергает все предположения о творческом кризисе. Песня «Атом» звучит красиво и трогательно, и в задумчивой игре поэта с образами дома, фонаря и тени открываются философские глубины. Послевкусие от «Атома» усиливается в композиции «Гимн» - непохожей на гимн, но внятной и запоминающейся.
На семитрековом мини-альбоме чётко прослеживается разделение на «главы» - по две песни. Первая и вторая - типичный ничем не примечательный «Сплин», третья и четвёртая - пара новых шедевров от привычного «Сплина». А пятая и шестая песни больше про поэзию, чем про мелодию. «Волшебная скрипка» - рассказанная нараспев на манер средневекового мадригала страшноватая сказочка, а «Важная вещь» - речитатив, своеобразный «рэп от Васильева». Видимо, песенной формы уже не хватает, чтобы донести до слушателя важную вещь: «Телевидение, радио, пресса и весь интернет повторяют по кругу один и тот же сюжет, из которого видно, что выживших меньше, чем жертв. Можно долго кому-нибудь пальцем крутить у виска и смотреть в перископ, как введенные в город войска никому не дают сообщить эту важную вещь и, по трупам пройдя, подавляют жестоко мятеж, превращая весь город в цементную пыль и песок, и под слоем песка остается лежать одинок неизвестный солдат, сочинивший себе некролог...».
«Шар воздушный» - финальная «глава» этой повести: трек инструментальный, тоже довольно трагичный и хорошо оттеняющий предыдущие словоцентричные композиции.
Алексей Мажаев, InterMedia