Рецензия на сериал «Ведьмак»: За Netflix платите чеканной монетой
Оценка: 6 из 10
Первый сезон сериала Netflix «Ведьмак» вышел 20 декабря 2019 года. Режиссёры: Алик Сахаров, Шарлотта Брандстром, Алекс Гарсия Лопес и Марк Йобст. В ролях: Генри Кавилл, Фрейя Аллан, Аня Чалотра, Мими Дивени, Джои Бэти и другие.
Как и множество других популярных фэнтези, история «Ведьмака» началась с книг. Польский писатель Анджей Сапковский представил общественности первый рассказ из своего цикла романов в 1986 году. Однако своему общемировому успеху «Ведьмак» во многом обязан одноимённой серии компьютерных игр, а именно её третьей части с подзаголовком «Дикая охота», вышедшей в 2015 году.
Первые две были в первую очередь ориентированы на восточноевропейский рынок, где Сапковского хорошо знают и любят. Заключительная часть трилогии вышла уже с расчетом на западные рынки – и буквально взорвала их, став феноменом. Небольшая польская студия сделала гигантскую игру с живым игровым миром, лихо закрученным сюжетом, яркими персонажами, множеством игровых механик и прочее-прочее-прочее. Лавры, награды и теплоту приема третьей части описывать нет смысла. Главное – теперь «Ведьмак» обрел бешеную популярность по всему миру. Это нужно знать для понимания того, почему Netflix взялся за экранизацию романов польского писателя, мало известного в западной Европе и США, а также почему «Ведьмак» стал, пожалуй, одним из самых обсуждаемых сериалов после «Игры престолов».
Если резюмировать, то сериал производит впечатление проекта, рассчитанного на фанатов в первую очередь – хотя местами он и их чувства способен задеть. В нем раскрываются ключевые персонажи, но начисто отсутствует экспозиция мира целиком. Пару раз упоминается «сопряжение сфер», но даже не объясняется суть этого события (а оно ключевое во вселенной «Ведьмака», ведь из-за него появились люди, эльфы, а главное – магия и монстры). Не показывают карту, не рассказывают о политическом устройстве – хотя все это в дальнейшем играет роль в сюжете.
Кроме исполнителя титульной роли, Генри Кавилла (который, к слову, сам является фанатом третьей части игры, а потому представляет, что от него хотели бы видеть зрители), в свои образы не попал, кажется, больше никто из актеров. Про то, какой тусклой оказалась Йеннифэр (согласно канону, главная возлюбленная Геральта!) не писал разве что ленивый. Создатели сериала постарались переработать образ, больше внимания уделив тому драматичному факту, что чародейки не могут забеременеть, но порой этого хотят. В результате персонаж из холодной, но сексуальной стервы, готовой ломать все, что мешает ей достигнуть цели, стал стервой мягкой, добродушной и лишенной сексуальности. В сериале даже забыли о том факте, что Йеннифэр носит одежду только черных и белых цветов – в финальной битве, например, она появляется в зеленом платье. Сам по себе ее образ выглядит достаточно интересным и сложным, но для того, чтобы воспринимать его без саркастичной усмешки, надо начисто забыть о том, что есть первоисточник, игры и огромная фанатская база, и быть готовым к абсолютно новому персонажу.
Промахом оказалась и другая чародейка – Трисс, появляющаяся постоянно с каким-то плаксивым выражением лица. По книгам этот персонаж является скорее проходным, но для фанатов игр Трисс достаточно значимая героиня, поскольку появилась с самой первой части, активно участвовала в сюжете и даже неоднократно соблазняла главного героя (сама Йеннифэр появилась только в заключительной игре). Книжные фанаты, возможно, еще смогут принять такую Трисс, но поклонники игры – не примут никогда.
Главная проблема здесь даже не в том, что основным сериальным чародейкам банально не хватило харизмы, чтобы показать персонажей такими, какими они должны быть – коварными интриганам, которые зачастую управляют государствами вместо их королей. Куда более печалит тот факт, что без грима и сериальных костюмов, на обычных фотографиях из реальной жизни, обе актрисы (Аня Чалотра и Анна Шаффер) куда больше похожи на Йеннифэр и Трисс, чем получились на экране.
Отдельным плюсом является музыкальное сопровождение. Музыка не только поддерживает действие, но и задает всему тон. Она одновременно создает атмосферу классических героических фэнтези-фильмов 1980-х годов (вроде какого-нибудь «Конана-варвара», когда жанр еще не скатился в полный трэш), но в то же время – вызывает однозначные ассоциации с игрой, где славянские мотивы в музыке играли существенную роль, а некоторые песни, стилизованные под народные, по-настоящему сильно цепляли.
Многие западные критики ругают сериал за нелинейность нарратива – зачастую события происходят за много лет до основного действия, но зрителю на это не дается никаких намеков. Такая критика одновременно уместна и нет. Неуместна, потому что нелинейный нарратив и стремление позволить зрителю собрать историю, как мозаику, самому – это одна из целей сериала. В конце концов, два сезона «Мира Дикого запада» были именно об этом – и заслуженно получили высокие отзывы. Уместна – потому что без малейших намеков на структуру мира и его летоисчисление воспринимать сюжет становится сложно для неподготовленного зрителя, у которого нет бэкграунда из книг или игр.
В сериале много серий с сильными и цепляющими моментами – например, сцена с угрями во время обучения Йеннифэр, показанная на экране совершенно сказочная история заколдованного принца Йожа, серия про джинна. Остальные же эпизоды вызывают разочарование. До четвертой серии все выглядит, как случайный набор событий, без драмы и интриги.
«Ведьмак» однозначно заслуживает второго сезона, но работа над ошибками в нем должна быть проделана серьезная. Как минимум, в проекте, который выглядит столь дорого, должен быть интересный и запоминающийся дизайн костюмов, грим и более красивый CGI. Но самое главное – сериал должен наконец определиться с тем, куда он собирается двигаться дальше – быть целиком и полностью проектом для фанатов, стать личной драматичной историей о нескольких отдельных персонажах или побороться за статус новой «Игры престолов» с политикой и дворцовыми интригами. Пока же он застрял где-то между.
Павел Соломатин, InterMedia