©АО Коммерсантъ/Fotodom

Владимир Аристархов: «Будет ли в новом правительстве Министерство культуры?»

Директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия, ответственный Высшего совета партии «Единая Россия» за реализацию нацпроекта «Культура» Владимир Аристархов, в 2013–2018 годах занимавший пост первого заместителя министра культуры РФ, опубликовал в газете «Культура» статью по поводу смены правительства РФ и задачах Министерства культуры. InterMedia публикует текст полностью:

Смена правительства — хороший повод задуматься: чем вообще оно должно заниматься? Чего мы хотим от того или иного министра? Самые оживленные дискуссии идут вокруг Министерства культуры. Иные горячие головы предлагают и вовсе эту структуру упразднить.

А действительно, зачем управлять культурой? И зачем нужна сама культура, что это такое?

Ответ простой: именно благодаря культуре из массы отдельных людей появляется общество, народ, Россия.

Потому что культура не сводится к песням и пляскам. Культурное наследие — это коллективная память, хранилище накопленного веками опыта и принятых в обществе ценностей. Именно культура, понимаемая как механизм сохранения и передачи этих ценностей от поколения к поколению, является объединяющей основой российского общества. Российская цивилизационная идентичность как бы «закодирована» в нашем историко-культурном наследии.

Единство российского народа основывается на общих мировоззренческих основах, общей системе ценностей. Всё вместе это и есть единая самобытная российская культура.

Хотя в Конституции содержится запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной, невозможно запретить историю и культуру. Задача государства — заботиться о сохранении нашего культурного наследия и тех традиционных ценностей, которые формируют нашу идентичность. А также и защита этих ценностей от любых угроз, внешних или внутренних.

Культура важнее обороны и экономики. Потому что если в обществе нет единства по принципиальным вопросам, то такое общество разваливается, несмотря на военную и экономическую мощь. Что и происходило уже в России в 1917-м и в 1991-м годах.

«Культура, по сути, это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности… Именно поэтому мы говорим о необходимости осмысленной государственной культурной политики, о том, что нужны четкие принципы и четкие ориентиры, которые обеспечат культуре роль определяющего, а не периферийного фактора развития страны и общества, человеческого капитала». Путин сказал эти слова еще в 2013 году.

Принципы и ориентиры государственной культурной политики были детально разработаны под руководством министра культуры Мединского в 2013–2018 годах. Они закреплены в утвержденных президентом Основах государственной культурной политики (приняты 24 декабря 2014 г.) и в Стратегии национальной безопасности (принята 31 декабря 2015 г.).

Проблема в том, что принципы и ориентиры есть, а единой государственной культурно-образовательной политики до сих пор нет. Потому что Министерство культуры, вопреки своему названию, вовсе не отвечает за культуру в целом.

Ведь к отрасли культуры относятся и средства массовой информации (включая интернет) — но это сфера Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Культура прививается через образование и воспитание — но это Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. А еще есть спорт, межнациональные отношения, народные промыслы, архивное дело — и все это также не имеет отношения к полномочиям Минкультуры России.

Проблема заключается в межведомственной разобщенности, в отсутствии системного подхода. Правда, еще в 2017 году была создана Правительственная комиссия по вопросам государственной культурной политики — именно для организации межведомственного взаимодействия. Увы, это не решило проблемы в силу расплывчатости полномочий данного органа и отсутствия у него реальных рычагов воздействия. Неудивительно, что комиссия собиралась всего один раз, весной 2019 года…

Сегодня, когда в России вновь формируется правительство, есть шанс изменить положение дел. Ведь если государство не защищает свою культуру, то определять мировоззрение его граждан будут наши геополитические конкуренты.

Опыт работы Министерства культуры за прошедшие три десятилетия позволяет предложить решения, необходимые для проведения единой государственной культурно-образовательной политики.

Первое: введение поста заместителя председателя правительства Российской Федерации, отвечающего за данное направление и являющегося постоянным членом Совета Безопасности Российской Федерации.

Второе: в ведении этого вице-премьера будут находиться Министерство культуры, Министерство спорта, Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, Федеральное агентство по делам национальностей, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по делам молодежи, а также Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).

Третье: Правительственная комиссия по вопросам государственной культурной политики получит реальные рычаги управления как на федеральном, так и на региональном уровне. В том числе — полномочия по согласованию ключевых кадровых назначений и соответствующих нормативно-правовых актов. Комиссия должна будет также вести мониторинг государственной культурно-образовательной политики и организовывать экспертную оценку ее результатов.

Четвертое: будет законодательно закреплена недопустимость финансирования за счет бюджета мероприятий и организаций, не соответствующих целям и задачам государственной культурно-образовательной политики. Творческие союзы будут получать государственную поддержку при условии, что их цели и задачи соответствуют целям и задачам этой политики. А также при условии, что их реальная деятельность не противоречит этим целям и задачам.

Можно напомнить еще о необходимости некоторого разграничения полномочий между ведомствами. Так, управление образованием и наукой в отрасли культуры будет передано от Министерства науки и высшего образования к Министерству культуры (с соответствующими бюджетами). При этом в ведение Министерства культуры будут переданы высшие учебные заведения отрасли культуры, ныне относящиеся к другим ведомствам. Аналогичным образом, полномочия по поддержке народных промыслов будут переданы от Министерства промышленности и торговли к Министерству культуры (также с соответствующим финансированием).

Но есть еще одно условие, без которого все остальное будет бессмысленно. Проведение системной культурно-образовательной политики требует, чтобы руководящие должности в этой системе были заняты людьми одинакового мировоззрения.

Вот эти ключевые должности:

— заместитель председателя правительства Российской Федерации, отвечающий за данное направление (ныне это О.Ю.Голодец, курирующая Министерство культуры и Министерство спорта);

— министры культуры, просвещения, науки и высшего образования, спорта (ныне это соответственно В.Р.Мединский, О.Ю.Васильева, М.М.Котюков, П.А.Колобков);

— руководители Роспечати, Росархива, Росмолодежи и Федерального агентства по делам национальностей (соответственно М.В.Сеславинский, А.Н.Артизов, А.В.Бугаев, И.В.Баринов);

— советник президента по вопросам культуры (ныне В.И.Толстой);

— специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству (ныне М.Е.Швыдкой);

— руководитель Управления Администрации президента по общественным проектам (ныне С.Г.Новиков).

Появится ли на этих постах команда единомышленников, понимающих важность культуры для самого существования единой России? Ответ на этот вопрос может дать только руководство страны.

Последние новости