логотип форума; Егор Старшелюк/InterMedia

На Content Summit Russia обсудили актуальные вопросы производства ТВ- и киноконтента

Третий форум Content Summit Russia прошел в Москве в рамках выставки «CSTB. Telecom&Media» с 28 по 30 января 2020 года. Первый день Content Summit Russia начался с аналитики. На сессии «ТВ и видеоконтент» исполнительный директор Mediascope Ксения Ачкасова представила отчет о российском телесмотрении. Выяснилось, что 66% населения смотрят телевизор каждый день в течение 3 часов 40 минут, отдавая предпочтение развлекательным, музыкальным и детским программам, а также кино и сериалам.

Дискуссионная панель «Традиционное телевидение и конкурентная среда» объединила представителей крупнейших операторов, медиахолдингов и телеканалов. Среди них: генеральный директор «Медиа Альянса» Григорий Лавров, генеральный продюсер ПКВС Дмитрий Борисов, директор по контентной политике «Ростелекома» Александр Косарим, директор по контенту «Триколора» Арсен Хомутов, заместитель директора Дирекции интернет-вещания Первого канала Ирина Савченко, директор департамента анимации СТС Ксения Гордиенко и вице-президент UFC Russia Андрей Громковский. Эксперты отметили, что пока рано констатировать смерть традиционного телевидения, так как по сравнению с онлайн-средой линейное вещание позволяет монетизировать контент намного эффективнее. Кроме того, на рынке наблюдается развитие нишевого предложения и возрастание роли анимационного производства и спортивных программ. Неизбежной, по мнению спикеров, должна стать консолидация рынка.

При поддержке Ассоциации продюсеров кино и телевидения состоялись две сессии под модераторством редактора гуманитарного блока «Российской газеты» Сусанны Альпериной. На первой из них – «Российский контент: производство и дистрибуция» – были затронуты технологические особенности создания разножанровых проектов и раскрыты подробности уже вышедших или только готовящихся к релизу кинолент и сериалов.

В сессии приняли участие председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, глава кинокомпании СТВ Сергей Сельянов, соучредитель и продюсер компании Cosmos Studio Александр Акопов, основатель и соучредитель кинокомпании Art Pictures Studio, председатель совета директоров Киностудии «Ленфильм», продюсер, режиссер и актер Федор Бондарчук, основатель и генеральный продюсер кинокомпании Star Media Влад Ряшин, генеральный директор группы компаний ГПМ КИТ Рафаел Минасбекян, директор по контентной стратегии OKKO Entertainment/Rambler Group Макар Кожухов, а также режиссер, сценарист и продюсер Александр Котт.

Сергей Сельянов отметил смещение фокуса на производство контента, предназначенного не для кинотеатров. Появившаяся многоплатформенность предполагает адресность и таргетированность, а вместе с ними позволяет задействовать больше каналов для распространения продукции. Поэтому сейчас приоритетной задачей для создателей проектов он назвал поиск новых способов рассказа, тех нарративов, которые будут интересны преимущественно аудитории онлайн-сервисов. Новым королем киноиндустрии провозглашается сценарист, способный создать материал для интернет-показа.

Федор Бондарчук, говоря о съемках своего первого сериала «Псих» для more.tv, подчеркнул, что производство контента для онлайн-платформы предоставляет значительную свободу творчества. Среди наиболее перспективных направлений в большом кино он выделил создание киновселенных, которое сопровождается сложностями, но остается интересным и важным.

Александр Акопов высказал мнение, что существенных различий между офлайн- и онлайн аудиториями нет, но современных зрителей все сложнее удовлетворить стандартным телевизионным продуктом. Теперь необходимо повышать качество производимого контента, что достаточно трудно в условиях, как правило, ограниченного бюджета. Выходом из положения могла бы стать договоренность между каналами и производителями контента, суть которой в том, чтобы снимать проекты в меньшем количестве, но с большим бюджетом.

Александр Котт, наоборот, считает, что ТВ лучше понимает своего зрителя и его потребности, поэтому разница между подготовкой проекта для телевидения и онлайн-платформы огромна. Но большинство экспертов возразили: по их мнению, онлайн-платформы хорошо знают свою аудиторию – даже поименно. На этом обсуждение форматов потребления контента было формально окончено.

О дистрибуции российских проектов за рубежом высказался Влад Ряшин. По его мнению, в этом вопросе рано говорить о каком-то прорыве. О каком-то успехе можно будет говорить, когда первый российский сериал для иностранного зрителя будет продан, как минимум, за 100 тыс. долларов за серию.

Диджитал-возможности для видеоконтента рассмотрел Макар Кожухов. Он поделился кейсом запуска на ОККО платформы для вертикального видеосмотрения, для которой уже сняты 10 сериалов. Александр Акопов высказал мнение, что вертикальное смотрение неудобно для пользователей, и потенциала для художественного развития кино в таком формате нет.

На второй сессии «Закупка и адаптация зарубежного контента» встретились соучредитель и продюсер компании Cosmos Studio Александр Акопов, основатель и генеральный продюсер кинокомпании Star Media Влад Ряшин, генеральный продюсер компании «ВайТ Медиа» Юлия Сумачева, генеральный директор продюсерского центра «Леан-М» Владимир Утин, управляющий партнер продюсерской компании «Среда» Иван Самохвалов и генеральный директор кинокомпании «Марс Медиа Энтертейнмент» Юлия Иванова. Модератором стала редактор гуманитарного блока «Неделя» в «Российской газете» Сусанна Альперина, которая подняла важные для сферы вопросы: какой контент следует приобретать и в каком виде, как адаптировать контент для российского рынка с учетом менталитета жителей нашей страны, какие проблемы существуют в отрасли и т.д.

Эксперты поделились своим кейсами адаптации проектов, в которых в своё время приняли участие. Александр Акопов начал сессию с рассказа о первом опыте адаптации – ситкоме «Моя прекрасная няня». Александр вспомнил, как никто не верил в успех сериала и вообще в возможность адаптации. Но в процессе стало понятно, что проект удался: стоимость одной серии возросла в 20 раз.

Влад Ряшин рассказал о сериале «Ищейка» и о том, какие трудности есть в отрасли производства адаптаций телесериалов и телешоу. Юлия Иванова поделилась секретом успеха фильма «Громкая связь». По мнению эксперта, самое главное – это понимание того, могла ли ситуация произойти в российской действительности, укладывается ли она в менталитет. То есть, как ранее удачно отметил Александр Акопов, чем архетипичнее история, тем успешнее адаптация.

Далее спикеры сессии приступили к анализу факторов, необходимых для создания успешной адаптации зарубежного контента. Владимир Утин заявил, что адаптация форматов – это «занятное путешествие в неизведанную страну, которое базируется на двух составляющих: логике здравого смысла и таланте адаптаторов».

Юлия Сумачева ответила на наиболее часто задаваемый вопрос: почему российский рынок больше заимствует, нежели сам создаёт. По ее мнению, разработка и производство новых проектов ведется постоянно, но в условиях, когда уже существует зарекомендовавшее и доказавшее свою популярность по всему миру шоу, такой формат становится продать гораздо проще, чем свою собственную, уникальную идею.

Иван Самохвалов рассказал о пользе адаптации: «Когда ты адаптируешь контент, ты изучаешь подход, учишься на примере успешного проекта. Чем более качественные книжки ты читаешь и фильмы смотришь, тем более качественный продукт ты выдаешь. Здесь то же самое».

Закрыла Форум Content Summut Russia дискуссионная панель «Авторские права и борьба с пиратством» под модераторством Павла Каткова («Катков и партнеры», член Совета ТПП РФ по ИС, член Экспертного совета БРИКС). В ней приняли участие Леонид Савков (коммерческий директор «Яндекса»), Екатерина Миронова (заместитель генерального директора «ГПМ РТВ», генеральный директор «Ума.тех», руководитель Совета по противодействию нелегальному распространению контента в Интернете, Союз «МКС»), Ирина Савченко (заместитель директора дирекции интернет-вещания Первого канала), Евгений Сафронов (главный редактор информационного агентства InterMedia), Алексей Катков (управляющий партнер «Катков и партнеры») и Андрей Громковский (вице-президент UFC Russia). Спикеры сошлись во мнении, что пиратство – это отдельный вид бизнеса, отметили необходимость сотрудничества всех игроков рынка, в том числе на международном уровне, а также сокращения сроков блокировки пиратского контента. Подробный репортаж с дискуссионной панели будет опубликован на Intermedia.ru 3 февраля 2020 года.

Последние новости