Рецензия на фильм «Ярды»: Жизнь современной Москвы языком рэпа
Оценка: 7 из 10
Музыкальная драма «Ярды» вышла в российский прокат 30 января 2020 года. Режиссёр: Андрей Корытко. В ролях: Роман Евдокимов, Аскар Ильясов, Рафаэль Дурноян и другие.
Вчерашний провинциал Ярик делает модный рэп и получает заманчивое приглашение на шоу «Песни», где его творчество будут судить Баста и Тимати. Друзья поздравляют, отец пытает, когда выйдет первый эфир с участием сына, спутница жизни сдержанно радуется. Дело за малым: для телеэфира необходимо записать в студии трек достойного качества.
Но тут у Ярика начинаются сплошные неприятности. Инвестор, вкладывавший деньги в проект, резко отходит от дел. Продавец битов затевает какую-то мутную игру. Вдобавок Ярика увольняют с работы, оставив без копейки в кармане. Настаёт момент, когда парень должен где-то раздобыть 50 000 рублей за два дня.
Ставрополец Андрей Корытко гордится, что ему удалось снять фильм без поддержки Фонда кино и крупных продюсерских компаний. Оттого, наверное, экранная эпопея с поиском денег приобретает особую достоверность. Еще три года назад «Ярды» были документальным фильмом, сделанным будущим режиссёром в качестве дипломной работы в Московской школе кино. Так что отсутствие глянцевой картинки и эффектных постановочных моментов объясняется легко, но зато сценарий получился настолько крепким, что не стоит упускать из виду ни одной мелкой детали, каждая из которых в итоге будет работать на общий замысел.
Жизнь современной Москвы в фильме передана языком рэпа. Извечная конкуренция всех и вся перерастает в рэп-баттлы, жизненная энергия мобилизуется с помощью одного-единственного удачного жеста, а ещё вчерашние кумиры молодежи из ростовской группы «Каста» воспринимаются героями как никому не нужный нафталин. Наконец, вердикты Тимати и Басты оказываются намного важнее решений влиятельных политиков.
Как и «Игла» Рашида Нугманова, фильм «Ярды» представляет собой настоящую энциклопедию музыкальных стилей, посредством которых характеризуются те или иные слои населения. Пьяные армяне в кабаке горланят «Снег» Филиппа Киркорова, а барыги слушают «Льется музыка» Вячеслава Добрынина. Долго приходится ждать композиции в стиле рок, и ею в итоге оказывается «Иду, курю» группы «Ноль», озвучивающая будни администратора студии, который приторговывает винилом, попивая коньяк из пятилитровой канистры.
Достаточно объёмно в фильме обрисованы представители различных социальных классов в отрыве от музыкального контекста. Конечно, не всё здесь одинаково удалось. Например, шебутной православный батюшка, внезапно вторгающийся в размеренный быт героев фильма, был гораздо изящнее и комичнее показан в «Кококо» Дуни Смирновой. Однако и у этого персонажа «Ярдов» энергии оказывается не меньше, чем у ломающего все барьеры Ярика.
Денис Ступников, InterMedia