Рецензия на фильм «Неограненные алмазы». Люди гибнут за металл
Оценка: 4 из 10
Фильм стартовал на платформе Netflix 31 января 2020 года. Режиссеры: Бен Сэфди, Джошуа Сэфди. В ролях: Адам Сэндлер, Джулия Фокс, Идина Мензел, Лакит Стэнфилд, Кевин Гарнетт, Эрик Богосян.
Говард Ратнер – владелец ювелирного магазина и азартный игрок. Он пытается найти способ погасить долги в короткие сроки, поскольку бандитского вида коллекторы уже наступают ему на пятки. В руки Ратнеру попадает редкий опал из Африки – за него можно было бы получить миллион долларов на аукционе, если как следует поднапрячься. Но сложно устоять перед собственной азартной натурой и стремлением к легкой наживе, а путь, который кажется на первый взгляд простым, порой может привести только к большим потерям.
Если после прочтения синопсиса кто-то решил, что братья Сэфди сняли фильм а-ля «Большой куш» Гая Ричи, то лучше сразу пройдите стороной. Картина получилась совсем о другом, к тому же без юмора или неожиданных сюжетных поворотов, предельно прямолинейной. Само по себе это минусом не является. Ближайший аналог «Неограненных алмазов», который можно привести, – это «Бригада» по-ньюйоркски. Это отлично переданный голос улиц – нам дают понять не только менталитет местных бандитов, но и простых жителей района с низким уровнем морали и культуры, которые готовы пойти на всё ради поддельного «Ролекса» или безвкусной блестящей ювелирки. Причем голос не только образный, но и вполне себе натуральный – беглая, нечеткая, нечленораздельная речь, как и положено, когда спешишь между попытками заработать и попасть на крутую тусовку. Переключать оригинальную озвучку на русскоязычный дубляж здесь крайне не рекомендуется – именно над этой чудовищной смесью бубнежа и быстрой речи-скороговорки авторы заморочились больше всего.
Адам Сэндлер, которого широкая аудитория знает по примитивным комедиям, здесь предстает в менее типичной для себя драматичной роли. Сложно сказать, чем именно актер зацепил многих критиков, потому что в фильме он не делает ничего – он просто читает сценарий. Причем, если отключаться от всего того шлейфа юмористичных образов, который тянется за ним, ситуация становится еще печальнее – в образе Говарда Ратнера не чувствуется той страсти, того азарта и зависимости от игр и ставок – все это выражается только произнесенными под нос словами, но не игрой.
Говард Ратнер, по всей видимости, должен был выглядеть драматичной фигурой, которая не может справиться с собственными страстями, а потому постоянно страдает. На самом же деле его образ оказывается совсем другим – инфантильный дурачок, который полагается на слепую удачу, а в своих бедах винит окружающих. Если бы персонаж существовал в реальности, то его фотография была бы В КАЖДОМ пособии по менеджменту и ведению бизнеса как пример того, как НИКОГДА НЕ НАДО вести свое дело, с какими качествами категорически нельзя даже начинать заниматься предпринимательством. Впрочем, даже попадание в учебник – слишком жирная награда для него. Люди, ведущие дела так, как делает Ратнер, разоряются еще не стадии районного ларька с газировкой, ни о каком крупном магазине ювелирной продукции в реальности и речи быть не может. В отдельные моменты фильма удивляешься, как герой в принципе сумел дожить до событий фильма – с таким подходом к ведению дел его должны были застрелить еще до вступительных титров.
Впрочем, в «Неограненных алмазах» отвращение вызывает не только главный герой – здесь отвратительны абсолютно все персонажи. В отдельных случаях такой художественный прием прокатывает – например, в недооцененном «Колесе фортуны» Вуди Аллена, где персонажи намеренно были сделаны неприятными, но очень жизненными, что было его способом лишний раз поговорить о человечности в целом. Но здесь не та история. Братьев Сэфди многие хвалили за то, что им удалось снять «напряженное кино с оголенным нервом». Это правда – получилось очень напряженно и динамично, как и положено хорошему триллеру, – история нигде не провисает, действие не останавливается, а интенсивность страстей только нарастает. Вот только два часа смотреть на эти возбужденные метания персонажей, ни одному из которых не хочется сопереживать, – это жестокая форма пытки над зрителем. Во время просмотра весь фильм надеешься только на то, что случится чудо – главный герой осознает свою ничтожность и покончит с собой.
Но даже концовка, такая правильная в контексте всей рассказанной истории, никак не может искупить свою вину перед зрителем и вернуть бездарно потраченные два часа жизни. «Неограненные алмазы» – это чудовищно пошлая, вульгарная и безвкусная пустышка, как и сам магазин Ратнера, для тех, кто любит искать смыслы в красиво зашифрованной пустоте.
Павел Соломатин, InterMedia